Публикации по аналоговой фотографии

Добро пожаловать на наш сайт, дорогие любители фотографии! Если ещё не решились записаться к нам на обучение, или пока не определились с выбором ретро-фотоаппарата или плёнки к нему, то полистайте-почитайте наши публикации. Найдётся всё про плёнку и фотопечать для любого уровня подготовки: и для только-только начинающих и для продвинутых в плёночной фотографии.

Для интересующихся сугубо практическими вещами, например, выбором плёночных фотоаппаратов или проявкой плёнки – рекомендуем соответсвующие циклы статей Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (сперва рекомендуем начать с публикации Мифы о советской и зарубежной фототехнике“) или цикл “Особенности национальной проявки”, а для любителей пофилософствовать на дискуссионные темы про аналоговую фотографию рекомендуем начать со статьи Бессмысленные споры о плёнке “против” цифрыили В чём на самом деле прелесть плёнки. Обязательно почитайте нашу просветительскую статью Всё про сканирование плёнки: в чём подвох и зачем переплачивать за лишние пиксели?, чтобы вам не пудрили мозги сканировщики и не переплачивать за оцифровку ваших плёнок.

Любителям лёгкого чтива возможно будут интересны статьи про мой личный опыт съёмки на ретро-камеры и проявки старых плёнок среднего формата или Историю одной забавной фотосессии. Публикации здесь в основном про самую распространённую – 35-мм плёнку, но, если завалялся среднеформатный дедовский аппарат и остались старые, отработанные среднеформатные (тип 120) катушки от него, то не выбрасывайте, почитайте как их можно использовать с “узкой” плёнкой 35 мм. Если вам досталась даром очень старая просрочка, то прежде чем её использовать (и тем более – покупать у барыг-старьёвщиков по цене новой!) рекомендую прежде ознакомиться с публикацией про то, как отснять и проявить старую плёнку и стоит ли вообще этим заморачиваться. Развивает эту тему статья «История другой фотосессии…», но она уже не для лёгкого чтива, поскольку там ещё и размышления о восприятии цвета, многие удивятся, что цвет — это не нечто «объективное», а интерсубъективные ощущения разных людей на основе всеобщего консенсуса относительно определённых диапазонов волн зримого спектра излучений. Поэтому любой спор вокруг неких «эталонных», якобы, цветов — пустое и даже во многом опасное занятие, учитывая страсть некоторых лиц к определённой униформе, исключающей разнообразие и палитру красок: тоталитаризм и радуга — не очень, мягко скажем, совместимые вещи.

Далеко не все знают, как автоматы “распознают” светочувствительность плёнки и подстраиваются под неё без вашего участия, здесь найдёте коротенькую, иллюстрированную статью про DX-код. Ну и эксклюзив (хотя все статьи у нас – эксклюзив), “вишенка на торте” – серия публикаций про недорогие кинематографические плёнки для ваших фотоаппаратов и особенность их проявки (адаптированный аналог процесса ECN-2) в статьях Особенности национальной проявки-3 и Особенности национальной проявки-5“, только дочитайте их до конца!

Все наши публикации авторские, никаких копирований и заимствований! Пишем сами, делимся опытом. Публикации разделены по трём большим рубрикам: Идеи (что сделать?)Техника (чем сделать?) и Технологии (как сделать?), но, учитывая, что их становится всё больше и больше, ресурс растёт, будем постепенно добавлять новые рубрики и категории. Обратите внимание на метки (тэги) в конце каждой публикации – они помогут вывести список аналогичных статей. Для нахождения нужной вам публикации воспользуйтесь поиском по сайту (строка поиска воспроизводится на каждой странице) – наберите ключевое слово или слова и сайт вам выдаст релевантный список искомых статей ничуть не хуже интернет-поисковиков. Если интересует весь список статей, то кликните по этой ссылке.

Agfa Aviphot Pan-200 на Zenit-TTL/Helios-44M (F:2.0, S:1/30″)

Если хотите подискутировать или задать нам вопрос, то оставляйте свои комментарии в конце соответствующей публикации. Вобщем, читайте, изучайте, познавайте и узнавайте новое. Желаем успехов в освоении аналоговой фотографии и приходите к нам, расскажем и покажем ещё больше. Любите плёнку и она ответит вам взаимностью!

Марат Байгереев, Институт труда, Иркутск

Agfa Aviphot Pan-200 на Zenit-122/Helios-44M-5, F:2.0, S:1/250″

ФЭД — доступный и стильный «дедушка» ретрофотографии

Среди любителей плёночной фотографии не часто можно встретить тех, кто фотографирует на ФЭД. Напрасно его обходят стороной плёночники, предпочитая простенькие и безликие пластмассовые мыльницы. В основном это происходит из-за боязни перед сложной и тяжёлой ретро-фотомеханикой в металле и кожи. Первый ФЭД был копией довоенной немецкой Лейки, конструкция которой была настолько удачной, что все последующие поколения ФЭДов с небольшими усовершенствованиями копировали бессмертную основу этой безупречной механики.

Фотоаппарат относится к семейству дальномерных — наведение на резкость обеспечивается путём совмещения изображений в замысловатом видоискателе через призму дальномера. Уже за одно это его стоит приобрести и попробовать в деле! Если присматриваетесь к ФЭДам, то в нашей статье «Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Часть II» найдёте советы о том, как выбрать рабочий фотоаппарат. Статья была написана три года назад, с тех пор цены почти на всё выросли, но, по-прежнему, эти фотоаппараты можно приобрести очень недорого, в пределах 1,5-2 тыс. за вполне рабочий экземпляр.

Фотоаппараты ФЭД выпускались с довоенных времён вплоть до распада СССР в 90-х гг. — они мало изменялись внешне, такие же стильные ретро-камеры в великолепных кожаных чехлах, с вполне приличной штатной светосильной оптикой «Индустар-61» (И-61) 2,8/52-55 мм на резьбе М-39, что позволяет экспериментировать с более светосильными Юпитерами от дальномерных фотоаппаратов Зоркий и Киев.

Сильной стороной ФЭДов является широкая шкала длинных выдержек от 1 секунды до 1/30 секунды — идеально подходят для съёмок на недорогие низкочувствительные плёнки, которые часто можно встретить на вторичном рынке по привлекательной цене. В нашем ассортименте найдёте цветные и чёрно-белые кино- и фотоплёнки с проверенными ИСО 12-25 по вполне доступной цене в 150-200 руб. Выбираете любую, заряжаете в свой ФЭД, выходите на улицу и смело снимаете на открытой диафрагме (на объективе «И-61» — это значение f:2,8, на Юпитерах — f:2,0) и на выдержках s: 1/15 или 1/8 секунды получите вполне достойные снимки на плёнках с ИСО-25, ИСО-12 и даже более низких ИСО — такие плёнки ещё попадаются — это, в основном, Свема и Тасма советского производства прошлого века! Фотогалерея внизу составлена из примеров, снятых на наши старые плёнки на разных аппаратах марки ФЭД.

Хотите попробовать ФЭД? Приходите к нам — поможем подобрать недорогую плёнку и дадим в аренду почти новый, проверенный, полностью рабочий «ФЭД-5В» в фирменном кожаном футляре, а если понравится, то оставите его себе за разумную цену, прослужит долго, проверено временем!

Проэкт ФЭД: Аналоговое фото в Иркутске. Институт труда, Фотошкола плёнки, март 2023 г.

SOVCOLOR для цветных ДС/ЦНД или «Особенности национальной проявки»-6

Продолжаем цикл про «Особенности национальной проявки», на этот раз поделимся опытом проявки советских цветных плёнок. Снова хотим предупредить всех новичков и не искушённых в плёнке фотографов: просроченные фотоматериалы ВСЕГДА теряют свою номинальную светочувствительность, а сильно просроченные, т.е. с отметкой производителя на фирменной коробочке: «проявить до…» (Exp. date, process before…) и стоит дата давно минувших лет, — не только «гарантированно» потеряли свою номинальную светочувствительность, но и несут риск неудачи проявки, даже если вы экспонировали фотоматериал с поправкой на эту потерю. Любую просрочку мало правильно отснять, не менее важно правильно проявить.

Итак отсняли на малых ИСО (25 и ниже!) плёнку, пришла пора проявить и посмотреть, что получилось. Можете проявить в «обычном» С-41 для цветной проявки — вполне может получиться неплохо, но можете и потерять цвета: насколько плохо/неплохо — воля случая. Проявка обычными реактивами для С-41 даже в нестандартно низких («холодная проявка») температурах не гарантирует удовлетворительный (тем более — хороший, что редкость) результат. Кто не читал нашу статью «Привет из прошлого века! Часть 2: Как отснять и проявить старую плёнку (и стоит ли заморачиваться)? Особенности национальной проявки — 4» настоятельно рекомендуем к прочтению прежде, чем двигаться дальше.

В фотогалерее ниже приведены более-менее удачные результаты проявки советской Тасма ДС-5м, о которой мы уже писали ранее , Тасма ЦНД-32 (СССР, 1989 г.) и немецкой (ГДР, 1992 г.) ORWOCOLOR NC-21 (об этом тоже была у нас публикации) реактивами для специального («домашнего») процесса С-41.

Но такие удачные результаты бывают, увы, не всегда. Советские плёнки типа ДС, ЦНД, ЛН и т.д. разрабатывались для обработки реактивами, существенно отличающимися по химическому составу и более сложному режиму проявки от процесса С-41, поэтому зачастую можно столкнуться с печальными результатами частичной или полной потери цветов, а то и вовсе порчи негативов. В фотогалерее ниже — результаты того, что не редко бывает после «традиционной» цветной проявки.

Более предсказуемые результаты можно получить специальным набором химии — «SOVCOLOR», который разработан по советской рецептуре химикатов, предназначенных для проявки цветных плёнок производства СССР. Это более сложный процесс нежели С-41, в отличие от которого используется уже не три раствора (проявление, отбелка и фиксаж), а целых пять, кроме того процесс Sovcolor включает не три стадии как в С-41, а в два раза больше: 1) размачивание, 2) проявление, 3) допроявление, 4) фиксирование, 5) отбеливание и 6) окончательное фиксирование! В изображении к этой записи (см. на самом верху) и фотогалерее внизу — результаты такой проявки.

Разумеется, более сложная проявка, делает процедуру и более дорогой, при этом набор для Sovcolor отнюдь не дешевле наборов С-41, поэтому мы предоставили выбор любителям плёночной фотографии: рискнуть и проявить свою советскую просрочку недорого процессом С-41 без гарантии сохранения цветов или проявить более сложным и дорогим, но более предсказуемым процессом Sovcolor. При этом, даже с учётом более дорогой и сложной проявки химией Sovcolor, общая итоговая стоимость затрат на советскую просрочку с учётом невысокой цены на неё (у нас!) всё равно ниже, чем на безумно дорогие «свежие» импортные аналоги. Как поступить решать вам!

Всем успехов в освоении плёнки и способов её проявки, не бойтесь экспериментировать, приходите к нам!

Марат Байгереев, Школа аналоговой фотографии. Иркутск 2023 г.

Цветная негативная пленка KODAK VISION3 500T/5219 производства США 2022 года — то что надо к Новому году!

Мы уже писали про эту популярную у кинематографистов и фотолюбителей плёнку, она давно в нашем ассортименте, но та была производства 2011 года с остаточным ИСО всего 100 единиц. Недавно к нам поступила свежая «500Т» производства 2022 года с заявленным в её проспекте индексом экспозиции до 500 единиц. Высокая светочувствительность — ИСО-400/500 эта плёнка держит уверенно, что позволяет снимать практически в любых условиях. В преддверии новогодних вечеринок KODAK VISION3 500T 5219 станет хорошей альтернативой «коробочным» KODAK Ultramax 400 или Fujifilm Superia X-tra 400 с той же светочувствительностью, но по цене в 2 раза дешевле!

После проявки KODAK VISION3 500T/5219 вы увидите её маркировку (если хорошее зрение или через лупу, так как буквы и цифры очень мелкие!) — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5219», далее — номер бобины (наша — 452) и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2022

Как эта бобина попала к нам, какими запутанными путями — это отдельная детективная история, увы, санкции делают импорт из США и других стран всё более сложным и почти невозможным, по этой причине, наверное, это последняя плёнка, которую нам с большим риском потери, всё-таки удалось доставить в Иркутск.

Поэтому, не ждите когда плёнка закончится, приходите и смело выбирайте для ваших фотосессий и фотопроб ту, что более всего подходит к условиям освещения, а если пока не определились с локацией, то KODAK VISION3 500T с проверенной ИСО-400 или KODAK VISION3 250D (о ней — в предыдущей публикации) с проверенной ИСО-200/250, обе производства США 2022 года — не подведут в любую погоду и в любых условиях освещения, как указано в их фирменных проспектах.

Как и все другие цветные плёнки — 500Т хранится у нас в холодильнике по рекомендации KODAK (см. на с. 3 проспекта) при температуре не выше 13°C (в катушках 135, готовые к зарядке в ваш фотоаппарат) и в морозильной камере при -18°C (длительного хранения) в фирменной заводской бобине! 

135Как и прежде, в нашей фотошколе все желающие могут не только проявить свои киноплёнки по процессу, аналогичному «ECN-2», но и научиться это делать самим. Как и на других киноплёнках Кодак, после проявки вы увидите (если хорошее зрение или через лупу!) маркировку — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5219», далее — номер бобины и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2022

KODAK VISION3 500T/5219, 2022 г. — то что надо к Новому году!

С наступающим Новым годом и удачных фотографий!

Марат Байгереев, Иркутск, 1 декабря 2022 г.

Киноплёнка KODAK VISION3 250D/5207

В нашем ассортименте относительно недорогих плёнок есть не только экспериментальная просрочка, но и вполне себе свежие, например, KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207 производства США этого — 2022 года.

Мы вскользь писали про эту плёнку в статье «C-41, ECN-II, D-76, push&pull и т.д. и т.п. (Особенности национальной проявки-3)», на примере самокруток из киноплёнок 35 мм для ваших фотоаппаратов. В той публикации говорилось об особенностях проявки разных типов плёнок, в частности, про процесс проявки ECN-2, разработанный фирмой Кодак для проявки коноплёнок. Минилаборатории Иркутска, по-прежнему, не примут такую плёнку на проявку из-за сажевого слоя, который испортит химию проявочной машины, заточенной под массовый процесс проявки С-41 для «обычных» цветных фотоплёнок. Поэтому, как и прежде, в нашей фотошколе все желающие могут не только проявить свои киноплёнки под «ECN-2», но и научиться это делать самим.

Проект «Аналоговое фото в Иркутске» давно распространяет и проявляет киноплёнки 35 мм, адаптированные для фотоаппаратов в обычных кассетах типа 135. Но если раньше мы имели дело в основном с недорогими просроченными киноплёнками, (см. упомянутую публикацию про киноплёнки — раздел «Экспериментальные плёнки» в меню «Тесты» ) то сейчас они попадаются всё реже, видимо, заканчиваются на складах их запасы. Хорошо, что Кодак (это, правда, уже не тот старый добрый плёночный гигант «Кодак», что до банкротства) продолжает производить плёнку, точнее — возобновил производство знаменитой на весь мир кино и фотоплёнки, пусть и не в прежних масштабах.

Цены, конечно же, уже не те что были раньше, но и к ним потихоньку привыкли. Публикацию «Размышления о плёнке и о ценах в 2022…» также рекомендуем к прочтению, если ещё не читали. И несмотря на безумный рост цен на фотоплёнку, стоимость путь и подорожавшей киноплёнки, в пересчёте с метров и футов на длину в 36 кадров (это примерно 1,6 м), всё равно ниже «коробочных» Gold, ColorPlus, Ultramax или Portra в пластиковых контейнерах и цветастых коробочках.

При этом, качество киношных негативов ничуть не уступает «коробочным» фотоплёнкам, а по ряду специфических технических и эстетических параметров «даже» (кавычки — от иронии) превосходят их. «Киношный» цвет и так любимую многими «киношную» картинку, которую без обработки цифровых снимков или сканов в Фотошопе не получить, никто не отменял.

Итак, вернёмся к KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207, которая «попала» к нам сложными санкционными, то есть окольными путями из заграницы. Заграница теперь по известным санкционным причинам закрывается всё больше и больше, что также не может не влиять на цены в худшую для всех нас сторону.

Чем хороша именно эта плёнка, кроме того, что она свежая, то есть производства 2022 года и кроме того, что у неё самое универсальное ИСО — 200 и даже 250 единиц? Фотолюбители её ценят за исключительную цветопередачу, после проявки и оцифровки её не надо дополнительно пост-обрабатывать в графических редакторах, не надо делать неизбежный для многих сканов цветокор! Её сравнивают с Кодак Голд или даже с Портрой. Если ещё не пробовали, проверьте сами или посмотрите, что получилось у нас…

Как и на других киноплёнках Кодак, после проявки вы увидите (если хорошее зрение или через лупу!) маркировку — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5207», далее — номер бобины и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2022!

Ну вот и все премудрости. Смело покупайте нашу плёнку, снимайте в своё удовольствие хоть днём на улице, хоть при ламповом освещении дома и не ведитесь на умничания «экспертов» — литера D в наименовании этой киноплёнки (250D — Day) имеет значение лишь для киноделов и для павильонов кинокомпаний. Это не для фотографов, не устану повторять. Поэтому фотографируйте на эту плёнку хоть днём на солнце, хоть на «лампе» в студии, будет всегда отлично, если попали в экспозицию, а с ИСО-200/250 сложно не попасть…

Ощутите тёплую «ламповость» и даже «запах винила» от родительских пластинок. Успехов в освоении плёнки!

Марат Байгереев, Иркутск 2022

Демо-ролик про KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207/7207

Как изменить ИСО (iso) плёнки «фотохимическим» способом? Легко!

Плёночные фотографы знают, что такое «пушить» (push film) или «пуллить» (pull film) плёнку под те или иные условия экспозиции. Плёнка, особенно если она чёрно-белая, позволяет «изменить» ИСО (iso), с последующей технически правильной, то есть приемлемой именно для каждой конкретной плёнки, перепроявкой (пуш-процесс) или недопроявкой (пулл-процесс). Погуглите про «пуш» и «пулл» процессы проявки плёнки в зависимости от особенностей экспозиции, найдёте много интересной информации, или скачайте для чтения полезные материалы в конце данной публикации.

Что значит «технически правильно» проявить? Это значит, что если плёнку с ИСО-400, к примеру, отсняли как ИСО-200 или даже ИСО-100 в яркий солнечный день, например, или, наоборот, в сумерках или в полумраке отсняли её как ИСО-800 или ИСО 1600, то уменьшить или увеличить время проявки (технически правильно недопроявить/перепроявить) можно в соотвествии с рекомендациями производителя!

Плёнка Илфорд НР5+ с ИСО-400 легко позволяет снимать на ИСО-800 (на снимках), ИСО-1600 и даже 3200 в полумраке! Nikon N8008/Nikkor 50 mm 1:1.8

Главное, заранее определиться на каком ИСО будете снимать и отснять всю плёнку именно на этом ИСО, так как плёнка будет проявляться не частями, а вся целиком. И не забудьте заранее сообщить лаборатории или мастеру — на каком ИСО отсняли вашу плёнку, чтобы правильно выбрать режим проявки, если хотите получить желаемый результат!

Из нашего ассортимента наиболее всего подходит для пуш-процессинга плёнка Илфорд НР5+ (Ilford HP5+), специально созданная в Великобритании для этих целей! Результат того, как она легко «тянется» («пушится») посмотрите в фотогалереях и на наших страницах в соцсетях. Иркутяне смогут оценить снимки, сделанные в условиях недостатка освещения в тёмных павильонах Иркутского зоосада — там всегда полумрак. При этом, Илфорд НР5+ с номинальной светочувствительностью в ИСО-400 легко справилась на ИСО-3200, показав великолепный результат!

Плёнка Илфорд НР5+, специально созданная для пуш-процессинга и снимки с которой вы видите в фотогалереях, была проявлена нами по таблице производителя с рекомендуемыми режимами процессов на разных ИСО особенным проявителем «Микрофен«, который был создан и предоставлен нашими коллегами из Проявошная в Новосибирске.

Снимайте на плёнку, друзья, не бойтесь экспериментировать с «пуш» и «пулл» процессами, смело приносите нам на проявку ваши плёнки, проявим как надо с предсказуемым и ожидаемым результатом, а ещё лучше самим научиться в нашей фотошколе, это не сложно!

Школа аналоговой фотографии, Иркутск 2022 г.