Публикации по аналоговой фотографии

Добро пожаловать на наш сайт, дорогие любители фотографии! Если ещё не решились записаться к нам на обучение, или пока не определились с выбором ретро-фотоаппарата или плёнки к нему, то полистайте-почитайте наши публикации. Найдётся всё про плёнку и фотопечать для любого уровня подготовки: и для только-только начинающих и для продвинутых в плёночной фотографии.

Для интересующихся сугубо практическими вещами, например, выбором плёночных фотоаппаратов или проявкой плёнки – рекомендуем соответсвующие циклы статей Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (сперва рекомендуем начать с публикации Мифы о советской и зарубежной фототехнике“) или цикл “Особенности национальной проявки”, а для любителей пофилософствовать на дискуссионные темы про аналоговую фотографию рекомендуем начать со статьи Бессмысленные споры о плёнке “против” цифрыили В чём на самом деле прелесть плёнки. Обязательно почитайте нашу просветительскую статью Всё про сканирование плёнки: в чём подвох и зачем переплачивать за лишние пиксели?, чтобы вам не пудрили мозги сканировщики и не переплачивать за оцифровку ваших плёнок.

Любителям лёгкого чтива возможно будут интересны статьи про мой личный опыт съёмки на ретро-камеры и проявки старых плёнок среднего формата или Историю одной забавной фотосессии. Публикации здесь в основном про самую распространённую – 35-мм плёнку, но, если завалялся среднеформатный дедовский аппарат и остались старые, отработанные среднеформатные (тип 120) катушки от него, то не выбрасывайте, почитайте как их можно использовать с “узкой” плёнкой 35 мм. Если вам досталась даром очень старая просрочка, то прежде чем её использовать (и тем более – покупать у барыг-старьёвщиков по цене новой!) рекомендую прежде ознакомиться с публикацией про то, как отснять и проявить старую плёнку и стоит ли вообще этим заморачиваться. Развивает эту тему статья «История другой фотосессии…», но она уже не для лёгкого чтива, поскольку там ещё и размышления о восприятии цвета, многие удивятся, что цвет — это не нечто «объективное», а интерсубъективные ощущения разных людей на основе всеобщего консенсуса относительно определённых диапазонов волн зримого спектра излучений. Поэтому любой спор вокруг неких «эталонных», якобы, цветов — пустое и даже во многом опасное занятие, учитывая страсть некоторых лиц к определённой униформе, исключающей разнообразие и палитру красок: тоталитаризм и радуга — не очень, мягко скажем, совместимые вещи.

Далеко не все знают, как автоматы “распознают” светочувствительность плёнки и подстраиваются под неё без вашего участия, здесь найдёте коротенькую, иллюстрированную статью про DX-код. Ну и эксклюзив (хотя все статьи у нас – эксклюзив), “вишенка на торте” – серия публикаций про недорогие кинематографические плёнки для ваших фотоаппаратов и особенность их проявки (адаптированный аналог процесса ECN-2) в статьях Особенности национальной проявки-3 и Особенности национальной проявки-5“, только дочитайте их до конца!

Все наши публикации авторские, никаких копирований и заимствований! Пишем сами, делимся опытом. Публикации разделены по трём большим рубрикам: Идеи (что сделать?)Техника (чем сделать?) и Технологии (как сделать?), но, учитывая, что их становится всё больше и больше, ресурс растёт, будем постепенно добавлять новые рубрики и категории. Обратите внимание на метки (тэги) в конце каждой публикации – они помогут вывести список аналогичных статей. Для нахождения нужной вам публикации воспользуйтесь поиском по сайту (строка поиска воспроизводится на каждой странице) – наберите ключевое слово или слова и сайт вам выдаст релевантный список искомых статей ничуть не хуже интернет-поисковиков. Если интересует весь список статей, то кликните по этой ссылке.

Agfa Aviphot Pan-200 на Zenit-TTL/Helios-44M (F:2.0, S:1/30″)

Если хотите подискутировать или задать нам вопрос, то оставляйте свои комментарии в конце соответствующей публикации. Вобщем, читайте, изучайте, познавайте и узнавайте новое. Желаем успехов в освоении аналоговой фотографии и приходите к нам, расскажем и покажем ещё больше. Любите плёнку и она ответит вам взаимностью!

Марат Байгереев, Институт труда, Иркутск

Agfa Aviphot Pan-200 на Zenit-122/Helios-44M-5, F:2.0, S:1/250″

«Свема ДС-5М» — цветная негативная киноплёнка СССР

У нас на обзоре была «Тасма ДС-5М» — плёнка, которая превзошла все ожидания после проявки, у неё была остаточная светочувствительность «всего » (кавычки от иронии, специалисты поймут!) ИСО-25, но, к сожалению, она быстро закончилась. Хорошие старые плёнки вообще быстро заканчиваются, их запасы не бесконечны, и наша не была исключением. Бобина в 60 метров была расфасована в кассеты типа 135 для фотоплёнок и разошлась менее чем за год!

Теперь к нам сложными, случайными путями пришла целая бобина киноплёнки «Свема ДС-5М» производства СССР 1990 г. (судя по маркировке вдоль перфорации), не менее 120 метров драгоценного чуда, доставшаяся очень недорого на радость нашим плёночным фанатам для экспериментов с просроченной плёнкой. После тестов в разных условиях и на разных камерах выяснили, что за долгие годы хранения на складах в ней остались честные ИСО 10-12, что неплохо, учитывая её «заводскую» светочувствительность во времена производства в прошлом веке — ИСО-50 (ГОСТ 50) единиц!

Проявлять пришлось в «неродном» для советских плёнок «холодном» процессе аналога С-41 (при 20°С), сделанного химиками по изменённой формуле на основе «ЦПВ-1», в результате получили изображения с несколько сдвинутыми цветами в сторону сине-зелёного спектра. Кому-то понравится такое «ретро» из любительского фото 70-х годов, получается очень мило (загляните в отцовский фотоальбом, если там есть любительские цветные фотографии!) и даже вполне винтажно, кому нет — цветокоррекция сканов в графических редакторах — в помощь)) Нам нравится!

К сожалению, не было возможности проявить нашу «новую» ДС-5М в «родном» для неё процессе Sovcolor, но как только у нас снова появятся соответсвующие реактивы, обязательно это сделаем и опубликуем примеры.

Итак, «Свема ДС-5М» — цветная негативная киноплёнка производства СССР — самая бюджетная в нашем ассортименте и самая доступная для экспериментов с плёночной фотографией. ИСО 10-12 единиц вполне позволяют снимать на олдскульных камерах — это любые Зениты, Киевы, ФЭДы, Зоркие, Смены и т.п., главное, чтобы экспопары «выдержка/диафрагма» выставлялись вручную. Если ни разу не пробовали, то приходите к нам, расскажем-покажем и дадим камеру «погонять» на тест-драйв — это не сложно!

Если кратко, то начать освоение этой плёнки лучше днём («ДС» — для «Дневного Света» как-никак) и на открытых диафрагмах (f:2.0-2.8): если в солнечную ясную погоду на солнце, то с выдержкой 1/125 сек., если в тени или пасмурно — 1/60 или 1/30 секунды. Вот такие простые параметры экспозиции для начинающих осваивать сложную механику ретро-аппаратов на нашей добросовестной просрочке в ИСО 10-12 единиц. Примеры в фотогалерее вверху сделаны на Зените-122 именно с такими значениями экспозиции.

Не жалейте света для низкочуствительных плёнок, тем более — таких. Недосвет, вялые и еле читаемые негативы встречаются в моей практике проявки чужих плёнок гораздо чаще пересвеченных. Помните, что все без исключения плёнки любят свет, не устану это повторять, они буквально питаются светом, не оставляйте их голодными!

Марат Байгереев, ноябрь 2023 г. Иркутск,
Школа аналоговой фотографии

PostScriptum. Большинство советских фильмов были сняты именно на Свему (название СВЕМА, кому интересно, произошло от сокращённых слов «СВЕточувствительные МАтериалы»). Попробуйте эту легендарную плёнку на своих фотоаппаратах (найдите в нашем списке — она самая недорогая из цветных!) — «Кавказская пленница», «Три плюс два», «Война и мир», «Ирония судьбы или с лёгким паром», мультфильмы «Ну погоди!» и многие-многие другие дошли до нас именно на этом бессмертном носителе. Эх, когда-то предприятие, производившее эту плёнку, было вторым в Европе по объёму производства после Кодака! Да, были времена…

История «Свемы»

Minolta F10, Skina и другие «мыльницы-автоматы»

Ну вот и добрались до «мыльниц». Точнее, обзоры на эти популярные компактные камеры-автоматы мы уже писали не раз (наберите в нашем поиске слово «мыльница»), но специальные «тест-драйвы» для наших клиентов и поклонников делаем впервые, до этого были солидные и «тяжёлые» буквально во всём Зениты, ФЭДы и Киевы. Из лёгких компактных камер на тесте доселе была разве что «Смена 8М».

Продолжаем тему тестов плёночных фотоаппаратов для «тест-драйвов». Это новая рубрика для фанатов-плёночников, желающих «погонять» на разных камерах за символическую плату, прежде, чем прикупить себе что-то своё. Предложение плёночных фотоаппаратов на вторичном рынке огромное, но качество многих, если не большинства из них оставляет желать лучшего. Как не «попасть» и не переплатить за «кота в мешке»? Для этого и создана наша новая рубрика и сервис «Тест-драйв» плёночных фотоаппаратов.

Итак, на обзоре специально приобретённые для «тест-драйвов» мыльницы которые на рубеже веков, в лихие 90-е гг. и начале нулевых были самыми доступными и по цене, и по эксплуатации буквально для всех, и назвались в народе «мыльницами» из-за внешней схожести с этими предметами домашнего обихода. Надо сказать, что и картинка у фотоаппаратов этого класса была столь же «замылена» , что было видно при увеличении изображения на большие форматы, «объектив» у «мыльниц» был весьма условным. Впрочем, это не мешало их популярности: массовый и неискушённых в фотоделе пользователь получал со своей дешёвой «мыльницы» вполне приемлемые по соотношению «цена/качество» фотографии самого массового и популярного формата «10 на 15» для своих мини-фотоальбомов.

Предлагаем вашему вниманию простейшие в эксплуатации электроприводные «мыльницы» Minolta F10 и Pentax PC-550, а также ручные механические Skina SK-106 и Olympus Shoot&Go R. «Электроприводные» — это значит в ней моторчик «всё делает», а ручные надо перематывать плёнку и сматывать её назад в катушку самим вручную. Вот и всё различие, фотографируют они совершенно одинаково, то есть качество фотографий (техническое качество, не художественное!) ничем не отличается на ручных «мыльницах» от «мыльниц» с электроприводом.

Камеры «Minolta F10» и «Pentax PC-550» ещё печатают текущую дату и/или время на снимках, если кому интересно))

Все «мыльницы» рассчитаны на плёнки со средней (ISO 100-200) и высокой (ISO 400-800) чувствительностью. Если сомневаетесь или не уверены в выборе плёнки, то наша публикация «Как выбрать плёнку для вашей «мыльницы», что такое ISO и как всё это проверить?» — вам в помощь. Для экспериментов с низкочувствительными плёнками мыльницы не подойдут, для них нужны более серьёзные камеры — такие тоже у нас есть для «тест-драйвов» и обучения аналоговой фотографии.

Дальше зависит от того, какой у вас фотоаппарат: ручной или с электроприводом. Если с электроприводом, то просто вытягиваете кончик плёнки из кассеты до приёмной катушки, как показано на фото и закрываете крышку. Далее делаете холостой «выстрел» — нулевой кадр — просто нажимаете на кнопку спуска (она у всех одна!) и фотоаппарат передвинет плёнку на «старт» (обычно это буква «S») или на первый кадр. Всё! Не забудьте только проверить батарейки и перед нажатием кнопки спуска открывать окошечко «объектива» (если оно есть), которое блокирует кнопку от случайного нажатия и предохраняет линзу от грязи, иначе кнопка не нажмётся.

Когда отснимите плёнку (она перестанет перематываться — следите за счётчиком кадров), то её надо смотать обратно в кассету, чтобы безопасно вынуть и сдать на проявку. У аппаратов с электроприводом это сделает тот же моторчик, если не сам автоматически, то надо будет его включить — переключать перемотки плёнки обратно в кассету обозначается специальным значком и располагается где-то внизу или в тыльной части аппарата.

Автомат «MINOLTA F10» как все наши другие «мыльницы!» отлично справляется с плёнкой всего в 50-100 ИСО, но в отличие от остальных «мыльниц» одет в крутой надёжный чехол с кучей кармашек и отсеков — то что надо для походов и выездных фотосессий. Его можно взять на тест-драйв за символические 100 рублей, погонять пару дней или недельку-другую и оставить себе за разумные 750 руб. если фотки, сделанные на нем вам понравятся! Другие наши «мыльницы» снабжены чехлами по-проще, но они и дешевле, хотя фотографируют ни чуть не хуже!

Рекомендуем наши публикации про компактные камеры для новичков: «Что не так с вашей «мыльницей» или как она работает?« и совсем недавнюю «Ещё раз про «мыльницы» или «почему плёнка так плохо получилась?» — в них изложены основные ошибки начинающих плёночных фотографов. Прочтите обязательно!

Если после освоения «мыльниц» захотите перейти на более высокий уровень фотографии, то советуем взять на «тест-драйв» солидные фотоаппараты с настоящими светосильными объективами — Зениты, ФЭДы и Киевы — снимать на них не так уж и сложно, какие параметры экспопар выставлять расскажем кратко за 5 минут, недорогой плёнкой снабдим, научитесь быстро…

Иркутск, Школа аналоговой фотографии, ноябрь 2023 г.

Ещё раз про «мыльницы» или «почему плёнка так плохо получилась?»

Продолжаем писать для многочисленных обладателей плёночных «мыльниц». Для тех кто не читал первую статью этого цикла, рекомендуем начать с неё: «Что не так с вашей «мыльницей» или как она работает?». В ней говорится об устройствах «мыльниц», о плёнках, ИСО (iso) которых годятся для них и, кратко, как они «видят» или не «видят» свет, точнее — свет на солнце, в пасмурную погоду и в тени. Продолжим эту тему.

Основная характеристика всех мыльниц — простота управления и малюсенькое окошко объектива. Снимать на неё также легко как и на свой смартфон: «чик» и всё! Но в отличие от вашей «мыльницы», смартфон моментально обработает изображение, пропустив его через свой процессор, встроенная в него программа фотографирования выжмет максимально даже из самого тёмного и «провального» кадра и выдаст вам на экран практически стерильный результат, вселив в вас уверенность незаурядного «фотографа». Увы, «цифра» умеет искусно обманывать людей!

Но плёнка — не «цифра» и «мыльница» — не смартфон. Если вы сняли фигню, то фигню, по-честному, и получите после проявки и оцифровки вашей плёнки. Ну разве что если «подшаманить» сканы потом на «постпродакшене)), чтобы было не столь безобразно. Но эта, правда, уже другая, не аналоговая история — цифровая обработка изображений. Если снимали в темноте или полумраке, то «лишние» ИСО в плёнку никто не добавит)), в отличие от «умного» смартфона, который «сам» подберёт светочувствительность электронной матрицы в зависимости от освещения.

Взгляните на объектив вашей «мыльницы» и сравните его с настоящими стёклами больших плёночных зеркалок. Как вы думаете сколько света пропускает малюсенький круглешок — «пинтхольная дырка» вашей «мыльницы» в сравнении с большими мультипросветлёнными линзами светосильных объективов серьёзных камер? Ответ — мало, очень мало! И не сравнивайте размеры «линзы» вашей мыльницы с размером хрусталиков вашего смартфона — они по-разному устроены, сделаны из совершенно разных материалов и фото-матрица, принимающая свет — это не эмульсия фотоплёнки.

У низкобюджетных «мыльниц» (а большинство — именно такие) даже стекла нет, в них маленькую пинтхольную дырочку закрывает выпуклый круглешок прозрачной пластмассы — дешёвое подобие «линзы». Это надо учитывать при выборе освещения.

Не устану повторять, что все плёнки любят свет — и низкочувствительные и с высокими ИСО. Они, буквально, питаются светом. Поэтому, фотографируя на плёнку, не оставляйте её голодной, на мыльнице «перекормить» плёнку сложно, если не будете снимать само солнце)) Если фотографируете на солнце в солнечную погоду — это идеально для мыльниц на любой плёнке, но как только зайдёте в тень, то для вас по-прежнему будет светло, а вот для плёнки в вашей мыльнице — уже не очень, и особенно чувствительны к таким перепадам освещения низкочувствительные плёнки с малым ИСО (50-100). Посмотрите примеры снимков на мыльницу с плёнкой ИСО100 в предыдущей публикации по этой теме.

Поэтому в тени лучше принудительно включать вспышку, если она не включается автоматически. Да и на солнце иногда полезно фотографировать на вспышку, особенно если снимаете портреты, чтобы смягчить резкие тени от солнца.

Все мыльницы рассчитаны на светочувствителые плёнки, поэтому раскошельтесь и не жалейте ИСО для вашей мыльницы, если хотите получить нормальные снимки с выпускного вечера или с памятных фотосессий. Чем выше ИСО, тем лучше!

Плёночные фотоаппараты определяют ИСО по DX-коду на кассете с плёнкой, благодаря металлическим контактам внутри отсека для кассеты, но некоторым простым механическим «мыльницам» ИСО надо задать вручную, для этого у них есть специальный переключатель ИСО на самом видном месте, не забудьте его переключить на требуемое ИСО сразу после зарядки плёнки! Зарядить плёнку в «мыльницы» с электроприводом легко: надо вставить кассету в отсек для неё (он у всех один, либо справа, либо слева и точно под размер кассеты, не промахнётесь) и вытянуть плёнку на приёмную катушку. Как только закроете крышку — фотоаппарат готов к работе! Если плёнка «сама» не передвинулась на 1-й кадр, то нажимаете кнопку спуска (она одна на всех фотоаппаратах, как правило самая большая) и плёнка передвинется на старт («S» на счётчике кадров) или на 1-й кадр.

Если фотоаппарат без электропривода, то зарядить плёнку надо вручную, если не знаете как, то воспользуйтесь нашими советами. Это не сложно! В таких фотоаппаратах надо каждый раз вручную перематывать плёнку на следующий кадр. И обязательно поинтересуйтесь как смотать плёнку обратно в кассету после того, как она закончится (плёнка перестанет крутиться!), ни в коем случае не открывайте крышку фотоаппарата пока не убедитесь, что плёнку полностью смотали назад в кассету, чтобы не засветить её и вообще не открывайте крышку во время фотографирования! Если что-то пошло не так, плёнка перестала крутиться, механизм заело и т.п., приносите ваш фотоаппарат вместе с плёнкой внутри к нам на проявку.

Если вдруг, случайно открыли крышку, а там внутри плёнка не смотана назад в катушку, то не отчаивайтесь: засвечен, только тот фрагмент плёнки, который на свету, то есть тот который виден, а всё остальное — то, что в кассете и то, что в рулоне на приёмной катушке вполне подлежит проявке без проблем. Закройте крышку фотоаппарата и продолжайте фотографировать, если плёнка ещё не кончилась, если кончилась смотайте назад в кассету, а если механизм заело или плёнка порвалась (и такое бывает!), то приносите на проявку вместе с фотоаппаратом.

Для обратной перемотки плёнки назад в кассету служит специальный переключатель (как правило внизу «мыльницы») или специальная ручка для обратной перемотки плёнки наверху «ручных» фотоаппаратов без электропривода, при этом такие «мыльницы» снабжаются ещё и маленькой кнопкой внизу — надо её нажать чтобы плёнка «пошла».

У этого фотоаппарата как и у многих «мыльниц» с электроприводом внизу (на дне) находится переключатель для обратной перемотки плёнки назад в кассету.

И держите линзы вашего фотоаппарата в чистоте — это касается всех объективов, но мыльницы к любой пыли и грязи особенно чувствительны, опять же, в силу малого размера их «линз». Вы можете не видеть следов от ваших пальцев на стекле, но плёнка «увидит» и получите бурые пятна и полосы на ваших снимках. Потом не удивляйтесь, почему драгоценная Портра или Эктар «так плохо получилась» и не вините лабораторию или мастера проявки, особенно если эти пятна повторяются из кадра в кадр! Именно в этом причина того, почему «раньше снимал(а) — было хорошо, а сейчас — плохо» :((

Итак, простые правила при съёмках на любую «мыльницу». 1) Выбирайте высокочувствительную (ИСО-400/500/800) или среднечувствительную (ИСО-200/250) плёнку. Низкочувствительные плёнки (ИСО 50/100) для «мыльниц» годятся, если снимаете днём на солнце или в тени со вспышкой. 2) Какую бы плёнку не выбрали, помните, что все плёнки любят свет, фотографируйте там, где светло. Если вечером или ночью, то старайтесь снимать при свете фонарей (этой сработает только на плёнках с высоким ИСО), если в помещении, то обязательно со вспышкой и, опять же, возле окон или других источников света (не забудьте их включить!). В темноте, при слабом освещении или в полумраке вспышка даст вам «плоские» засвеченные/пересвеченные портреты — не ждите хороших кадров. 3) Следите за чистотой линз, если не хотите получить бурые пятна на фотографиях. Вот вам простые советы для «мыльниц».

И помните, что «снимает не камера, снимает фотограф (человек)» — если не читали нашу публикацию «Плёнка вам не цифра…» советуем прочитать, чтобы понять почему ваши снимки такие скучные и слабые. Сделайте шаг навстречу большой фотографии, освойте её основы и станьте Фотографами, наконец!

Успехов в освоении плёнки и переходите с ваших «мыльниц» на большие камеры с настоящими объективами!

Марат Байгереев, Школа Аналоговой фотографии, Иркутск 2023 г.

PostScriptum/Test-Drive. У нас можно недорого приобрести любую фотоплёнку и сразу отснять её на наших «мыльницах» или на более серьёзных фотоаппаратах в аренду (тест-драйвом), очень дёшево, если всего на пару дней (например, на выходные) или очень недорого, если на неделю. Никакого риска! «Погоняли» любой наш аппарат (см. меню «Тесты») и если понравится оставите себе за разумные деньги уже проверенным в деле. Всё что надо, это выбрать плёнку, которую мы поможем зарядить в любой из наших фотоаппаратов и всё, фотографируйте в своё удовольствие и приносите нам на проявку через пару дней или через неделю/месяц. Очень бюджетно и никакого риска!

Плёнка вам не «цифра»: свет и композиция в фотографии

«Снимает не камера, снимает фотограф (человек)»; — этот афоризм известен многим . Тот, кто видит мир особенно, не как все, тот и снимет особенно, не как все, причём на что угодно, хоть на телефон, хоть на «мыльницу», хоть на дорогущую беззеркалку с не менее дорогим «стеклом». Не цена фотоаппарата и его техническое совершенство делают фотошедевры, а умение фотографа. Это правда, точнее — очевидно… хотя в последнее время, с развитием технологий и искусственного интеллекта, стирающих грань между реальностью и виртуальным миром, это становится всё менее очевидным.

Популярность плёнки, кроме субъективных ощущений и «винилового» восприятия мира, во многом объясняется и тем, что она резко выделяет вас из толпы пользователей цифровых гаджетов, как раз, благодаря своей «фотографической индивидуальности» в противовес безликой цифровой стерильности и технической «правильности» остальных — цифровых фотографов. Современная цифровая фототехника уже не просто всё делает сама (определяет точную фотоэкспозицию, режимы съёмки и т.п.), то есть без участия фотографа, но и в купе с компьютерными технологиями сама (именно сама — компьютерная программа с нейронными фильтрами!) незаметно от фотографа дорабатывает ваши цифровые снимки. Незаметно так, что незадачливый «фотограф» и впрямь думает, что он крут и это лично «его» фотошедевр и именно он в производстве удачной картинки был главным!

Кому интересно, эта тема затронута в наших статьях «Искусственный интеллект и вымирающие профессии… включая фотографов?» и «Размышления о плёнке и о ценах в 2022…». Здесь лишь отметим, что и техническую и художественную сторону фотографии, как и многих других областей человеческой жизни, вполне посильно освоить постоянно развивающемуся искусственному, то есть нечеловеческому интеллекту, то есть «машине».

И пока «машина» ещё не вытеснила человека из мира искусства окончательно, давайте поразмыслим, что вас, именно вас, выделяет из толпы других. Чем фотографы отличаются друг от друга, Фотографы от других «фотографов» и других людей. Особенным видением мира? Тогда в чём эта особенность? Почему ваши фотографии такие скучные?

Любая фотография — это «правильный/неправильный» свет (не забываем, что в переводе на русский, фотография — буквально, светопись) и наличие или, что чаще встречается, отсутствие композиции. Именно правильно «пойманный» или «поставленный» свет и композиционные решения делают фотографию искусством, а «фотографа» Фотографом. В фотографии как и в любом искусстве нет единой формулы успеха или универсального «секрета» идеальной картинки. Но есть общие принципы и основы, следование которым выделят вашу картинку среди массы безликих и скучных любительских фоток — это, безусловно, свет и композиция.

Чтобы понимать свет, достаточно взглянуть на ваши многочисленные фотки критично, с позиции того как освещён объект съёмки. Выделить удачные и неудачные по свету снимки сложно, если они цифровые, так как над ними поработал процессор и встроенный в вашу камеру или телефон софт. Плёнка же сразу покажет ваши промахи, если она снята на аналоговую камеру или пусть на цифровую плёночную, но в ручном (manual) режиме. Именно по этой причине многие снимки начинающих плёночников такие неудачные и сразу разочаровывают многих своим очевидно низким качеством. Стоит ли винить плёнку, если вы получили еле различимые портреты, снятые против солнца, или тусклые, плоские снимки с вечеринки, полученные при полном игнорировании ИСО (iso), полагаясь на «автоматическую» мыльницу?

Помните, что все плёнки любят свет — и низкочувствительные и с высокими ИСО. Они, буквально, питаются светом. Поэтому, фотографируя на плёнку, не оставляйте её голодной, но и не перекармливайте! Почитайте или посмотрите видеоролики — их полно в интернете — про экспозицию и правильно поставленный свет, чтобы понять, что для фотографии важна даже не столько сила и яркость источника (источников) света, сколько то, как он светит (они светят) и где он или они расположены. Это особенно важно, если вы фотографируете на плёночные «мыльницы» без вмешательства в экспозицию, то есть у вас нет возможности менять параметры экспопар «выдержка/диафрагма». Хорошо, если вы помните светочувствительность (ИСО, iso) вашей плёнки и понимаете, где она «возьмёт», а где «нет», а не щёлкаете всё, что понравилось, как на свой сотовый! Плёнка вам не «цифра»))

Разобравшись со светом, перейдём к композиции. Эта дисциплина важна для всех, кто создаёт изображения, не только для плёночников, но для них — особенно, так как фотографировать на плёнку — занятие не из дешёвых — каждый кадр, буквально на вес даже не серебра в её эмульсии, а на вес золота, буквально: взвесьте один кадр плёнки и сопоставьте с таким же весом золота, может даже оказаться дороже. Потратить кучу денег на дорогущую плёнку, даже если сам плёночный фотоаппарат вам достался бесплатно или почти бесплатно, и нащёлкать на бесценную плёнку всякой ерунды, которую без труда можно получить на вашем телефоне — то ещё занятие по отсутствию всякого смысла в жизни! Композиция — это то, что наполняет, если не вашу жизнь, то, по крайней мере, ваши кадры хоть каким-то смыслом.

Потратьте всего 16 минут вашей жизни и посмотрите видео внизу, где автор кратко и наглядно показывает основы основ композиции. И пусть вас не смущает то, что речь в нём идёт о «киношной» композиции, сразу станет ясно почему в Голливуде «главный оператор» — это «Директор фотографии» — посмотрите внимательно титры ваших любимых голливудских фильмов! Станет ясно, как особое видение мира глазами мастеров «создания картинок» влияет на восприятие кинокартины в целом. Насколько важен правильно построенный кадр и каждая деталь «случайно» или не случайно в него попавшая. Наполните кадры вашей плёнки смыслом и время (а с ним и деньги) на неё затраченное не уйдёт впустую, а значит и в жизни станет чуть больше смысла. Плёнка — это вам не цифра!

После просмотра этого видео, посмотрите внимательно титры ваших любимых голливудских фильмов — найдите в них «Директора фотографии», успехов при просмотре!

И ещё один совет всем плёночникам. Учитесь чёрно-белой фотографии и цвет не будет отвлекать вас от суеты этого мира: правильный свет и правильная композиция — основы основ любой фотографии — легче освоить на чёрно-белых плёнках. «Монохромная графика честнее передаёт смыслы и суть этого мира, не позволяя отвлекаться на цветовой шум и мусор этого же мира. В этом — сила и притяжение чёрно-белой картинки. «Гравитация» света, если хотите»; — написал я как-то в более ранней публикации «Долой буйство красок! Да здравствует… одноцветная графика?». Почитайте её на досуге, она не для всех… как и сама плёнка))

Марат Байгерев, Школа аналоговой фотографии, Иркутск, октябрь 2023 г.

PostScriptum. На фотографии внизу кажется, что нарушено «правило третей», если не знать историю этого снимка, об этом читай в статье «История одной фотосессии или как лихо гелиосы крутят боке». Снимайте больше, снимайте чаще на плёнку, друзья! У нас в офисе найдёте плёнки на любой кошелёк, для обучения основам фотографии и получения очень хороших результатов, вовсе не нужна дорогая плёнка…

Фотоаппараты «Киев-4»

Они бесподобны! Приятно держать в руках, приятная тяжесть весомого аппарата, истинное качество немецких (понимающие знают о чём речь!) разработчиков и немецкое внимание к деталям. Дальномер идеален, нет слов. Эти фотоаппараты — с металлическим (ламельным) затвором в виде жалюзей — это вам не шёлковые шторки! Затвор отрабатывает выдержки до 1250/сек. — это вам не ФЭДы и Зениты!

Несмотря на возраст, даже спустя десятки лет пользования (пользования!) фотоаппараты «Киев» послевоенных лет не перестают трудиться и отрабатывать свои выдержки приятным на слух мягким щелчком волшебного затвора. А какие чехлы у них: натуральная кожа с металлической окантовкой и внутренней обшивкой из мягкой красной замши! Нет больше слов…

Эти фотоаппараты можно взять напрокат недорого, погонять недельку-другую, к ним подойдёт любая плёнка, как свежая так и просрочка! Кадры, снятые именно на этих аппаратах и на наших плёнках в сентябре этого года, размещены в нашей галлереи (внизу) и в соцсетях, обратите внимание на закрученное «по-гелиосовски» боке на некоторых снимках. Приходите, пользуйтесь, удовольствие гарантировано!