Привет из прошлого века! Часть 2: Как отснять и проявить старую плёнку (и стоит ли заморачиваться)? Особенности национальной проявки — 4

Продолжаем наш цикл про особенности проявки, на этот раз поделимся опытом проявки старых и очень старых плёнок. Для начала хотим предупредить всех новичков и не искушённых в плёнке фотографов: просроченные фотоматериалы ВСЕГДА теряют свою номинальную светочувствительность, а сильно просроченные, т.е. с отметкой производителя на фирменной коробочке: «проявить до…» (Exp. date, process before…) и стоит дата давно минувших лет, — не только «гарантированно» потеряли свою номинальную светочувствительность, но и несут риск неудачи проявки, даже если вы экспонировали фотоматериал с поправкой на эту потерю.

Экспонирование просроченных фотоматериалов — это всегда эксперимент методом проб и ошибок и имеет смысл только тогда, когда они (старая плёнка и старая фотобумага или, тем более, фотопластины первой половины прошлого века!) достались вам по-наследству, бесплатно (например, впридачу к старой фототехнике) или за очень-очень символическую плату.

Если встретите объявление о продаже старой, давно просроченной плёнки или фотобумаги по цене не сильно отличающейся от цены новых, свежих фотоматериалов (да, тупость, жадность и невежество таких продавцов зашкаливает!), то покупать не просто старого «кота» в пусть даже и внешне приличном, хорошо сохранившемся «мешке» — полное и ничем не оправданное безумие или детская наивность! До сих пор можно встретить объявления о продаже плёнки по цене новой, типа: «Продаю фотоплёнку СССР, цена 200 рублей за штуку…» Порой поражаешься бессовестности людей, пытающихся впарить свой старый негодный хлам задорого под видом «винтажа и ретро» неискушённым пользователям. Этой теме была посвящена наша статья «Мир плёнки, подлинное ретро и хайп на «винтаже», кто не читал, рекомендуем.

Но даже если старая плёнка или фотобумага достались вам бесплатно или почти бесплатно, стоит прежде подумать и оценить, стоит ли тратить время и средства на их обработку, так как в обмен на «ничего не вышло» или вышло бледненько или «еле что-то там видно сквозь серую вуаль», вы всё-равно потратите драгоценное время и реактивы, которые могли бы использовать на более предсказуемые опыты со свежими фотоматериалами, срок годности которых не истёк или, хотя-бы истёк недавно.

Итак, первое: эксперименты со старыми материалами — всегда опыт с непредсказуемым результатом, шанс, что что-то получится минимальный, а шанс, что что-то получится приличное и достойное явить миру и поделиться с друзьями по соцсетям — вообще ничтожен. Второе: время и средства (химрастворы) старые материалы истощат не меньше, а то и больше (учитывая особенности их экспонирования и проявки), чем свежие! Если же вам жалко выбрасывать старый хлам и решили всё же попробовать, то рекомендации следующие.

Срок годности всех фотоматериалов, указанный производителем на упаковке, означает, что производитель гарантирует качество их использования до этого срока, при условии правильного хранения (вдали от солнца, в сухом, тёмном, желательно прохладном месте при температуре не выше +25 градусов…), но это не значит, что после указанной даты плёнка пришла в негодность, как продукты питания, например. Это значит, что гарантии конец и плёнку стоит переместить в холодное тёмное место! Сырость и тепло — вот что губит светочувствительные материалы. Вообще все фотоматериалы желательно держать в холодильнике, так и поступают многие правильные магазины, где торгуют плёнкой (вряд ли таковые есть в Иркутске!), мы — не магазин, но наша плёнка всегда в прохладном месте — в сухом холодильнике, приходите, покажем как храним плёнку.

Любая плёнка со временем теряет свою светочувствительность, где бы ни хранилась. Если плёнка старая, то не ждите от неё номинального ГОСТа /ASA/ISO/DIN, всегда делайте поправку на потерю чувствительности. Плёнку, которую надо было проявить ещё в прошлом веке, снимайте в разы меньше номинала! Сколько? Экспериментируйте, может «нащупаете» и угадаете, если плёнка вообще жива. Например, плёнка «Свема-65», которая досталась мне бесплатно «в нагрузку» к купленным ретро-фотоаппаратам, (см. первую публикацию «Привет из прошлого века!») была отснята на самых длинных автоматических выдержках (1/15 у «Любителя», 1/10 и 1/5 секунды у «Москвы») и полностью открытых диафрагмах (F: 4,5) в солнечную погоду. Результат получился вполне удовлетворительным для её возраста, несмотря на ужасный внешний вид самой плёнки, которая оказалась вполне пригодной для художественной фотографии в стиле ретро! Я храню парочку оставшихся рулончиков в холодильнике для подобных случаев.

С чёрно-белой Тасмой ФН-64, которая доставалась мне не раз и в немалом количестве также бесплатно, «в нагрузку» к старой фототехнике, дела были намного хуже: из множества плёнок, лишь пара-тройка получились «более-менее», т.е. на 3 с минусом по 5-бальной шкале. И это, несмотря на безупречный внешний вид упаковки! Так что не обращайте внимание на хорошо сохранившуюся и «не вскрытую» коробочку, из-за которой некоторые тупые торговцы задирают цену до небес, в надежде впарить кому-нибудь старьё по цене новой плёнки. Образцы сканов с фото-отпечатков см. на фото внизу и в наших соцсетях. Фотобумагу же вообще не рекомендую брать даже даром, динамический диапазон и у новой-то сильно меньше, чем у любой плёнки, а на старой вы получите такие унылые сплошь серые и еле видимые изображения, что лучше и не тратить на неё даже отработавшие свой ресурс реактивы и, опять же, усилия и время…

Другое дело с цветом, видимо цветная фотоэмульсия более сильна и устойчива к разрушениям от времени! Но тут мне скорее всего повезло. С первого же раза единственная в моей просроченной «коллекции» плёнок фирмы Тасма — «ЦНД-32» показала неожиданно приличный (на 3 с плюсом и даже на 4 с минусом) результат на фоне неудач с её черно-белыми собратьями (плёнка была в одной куче с упомянутыми «Тасма ФН-64», т.е. «хранилась» у одного хозяина в одних и тех же условиях), несмотря на то, что номинальная чувствительность у неё была в 2 раза ниже!

Тасма ЦНД-32 (производство СССР, «проявить до апреля 1989 г.») снято на ФЭД-5с/ Юпитер-8, f:2.0, s1/8 (с рук!): бескомпромиссный «аналог», никакого фотошопа и это — сентябрь 2020 г.!

Ну и совсем приятной неожиданностью стала ORWOCOLOR NC-21 из Восточной Германии, подробно об этом эксперименте читайте в самой первой статье этого цикла. Плёнка досталась случайно, всего четыре по 50 руб. за штуку. Перед тем, как её проявлять, я просмотрел весь интернет, но такого феноменального результата не ожидал! Кто не верит, приходите в фотошколу «Аналоговое фото в Иркутске«, покажу негативы, расскажу детали. Две уже отсняты и результаты опубликованы, оставшиеся две лежат в холодильнике вместе с другими плёнками…

Теперь пару слов о проявке таких плёнок. Понятно, что ни о каких 6 или 8 минутах, указанных на «хорошо сохранившихся упаковках» и речи быть не может. Времени нужно гораздо больше: до получаса и чтобы негатив не затянулся густой вуалевой пеленой, плёнка не испытала стресс от долгой спячки и проявлялась медленно и нежно, проявитель должен быть холодным! Сколько? Тоже эксперимент. Цветная плёнка проявлялась 30 минут при 12°C, чёрно-белая по-разному, но тоже не менее 20-25 минут в холодном проявителе. Единой формулы нет и быть не может, так как плёнка разная и разной степени «испорченности» за долгие годы (десятилетия!) «хранения» в разных условиях: в шкафах, антресолях, на чердаках и в подвалах, в тепле, на жаре или в сырости… так что старая плёнка — всегда эксперимент с непредсказуемым исходом. Кому интересно, вот — полезная публикация по этой теме в соцсетях.

Лайфхак: не тратьтесь на дорогое сканирование чёрно-белых негативов, их достаточно перефоткать с вашего смартфона, нет риска потерять цвета, поэтому постобработка минимальна: «кроп» и двухсекундная коррекция по яркости/контрасту, всё гениальное — просто, зачем усложнять?! На фото фрагмент негатива с форматом кадра 4,5х6

Снимайте на плёнку, друзья, не бойтесь экспериментировать! Обращайтесь к нам, научим правильно снимать на любую плёнку и правильно её проявлять…

продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.