Ещё раз про ECN-2, самокрутки из киношных плёнок и мастерство…

Снято на Fujifilm SUPER F64D 8522 (Nikon F-301/Tamron 35-70, ISO-50, F:3.5 A-priority), несмотря на низкую светочувствительность (плёнка из старых запасов), снято почти на закате и без штатива…

В публикации «Особенности национальной проявки-3» была затронута тема специфики процесса ECN-2 (Eastman Color Negative II), которым обрабатывается (проявляется) киноплёнка с противоореольным сажевым слоем. Хотелось бы, просвещения ради, развить тему ручной или полумеханической намотки кинематографических плёнок на катушки в кассеты типа 135 для/из-под 35 мм фотоплёнок. Не следует удивляться и, тем более, бояться киноплёнок ручной намотки и всех «сложностей», с этим связанных. Не страшно, что эту плёнку у вас не примут минилабы города ни за какие деньги, благо, теперь в Иркутске появилась возможность не только проявить такую плёнку, но и попробовать сделать это самому: приходите к нам, расскажем-покажем!

Но почему киноплёнка? Давайте разберёмся. Это на первый взгляд кажется странным и противоестественным использование киношных плёнок для фотографии. Но, вспомним историю фотографии, откуда взялась самая распространённая в мире 35 мм (шириной 34,975±0,025, если верить Википедии) фотоплёнка? Погуглите на досуге…

Ещё больше удивитесь, если узнаете откуда взялся самый распространённый и популярный стандарт в 36 кадров (не 40, не 30 и, даже, не 35): в тёмной комнате отмотайте с бобины, заряженной стандартной 35-мм киноплёнкой ровно столько, сколько поместится в растянутые в разные стороны руки и получите кусок киноплёнки в 1,6 метра, в который войдёт как раз 36 кадров за вычетом ракорда (3 кадра уйдёт на тот самый зарядный хвостик с фигурно обрезанным язычком для зарядки вашего фотоаппарата на свету, а если зарядите плёнку в темноте в мануальный механический аппарат, то сэкономите эти самые кадры, мы так делали в детстве и вмещали до 39 полноценных снимков)))!

Именно так, в самом начале прошлого века была получена плёнка для первых «Леек/Ляек» и прочих портативных узкоформатных (малоформатных, узкоплёночных, «нормальных» и т.п.) фотокамер, в том числе и вашей, раз вы читаете эту статью…

Таким образом, та плёнка, которой заряжен ваш фотоаппарат, исторически произошла из киношных самокруток на 36 кадров формата 24х36 на плёнке, шириной 35 мм. Это потом под неё придумали кассеты стандарта 135 для удобства зарядки на свету в походных условиях, узкоплёночные малоформатные камеры-то для того и предназначались, чтобы носить их с собой, читайте об этом в публикации «Насколько полон полный кадр»

Итак, самая массовая и распространённая в мире, привычная глазу плёнка — тип 135, она же 35 мм, она же (в большинстве своём) 36 кадров (36 exp.) — та, что продаётся в немногих теперь уже местах (а было время — когда везде, чуть ли не во всех киосках) это — всевозможные кодаки, фуджики, реже коники и т.п. — цветная любительская плёнка для массовой любительской фотографии с проявкой по процессу С-41 во всех фотоцентрах, где есть соответсвующий «минилаб-процессор».

Но вернёмся к киноплёнке и не к простой, любительской, а к той, на которую снимают профессионалы большого кино. Производят такую плёнку специально для основного потребителя — киноиндустрии «фабрики грёз» — для голливудских гигантов и мэтров кинематографии, производят особым образом с особой эмульсией и с тем самым «сажевым противоореольным слоем», который смывается в процессе ECN-II. То есть процесс проявки таких плёнок особенный — не для массовых минилабов для любительской фотографии. В большинстве своём эти плёнки если и производят, то не в таких масштабах как раньше (Голливуд тоже всё больше переходит на «цифру») и те, что встречаются в продаже — в основном из складских замороженных (буквально!) запасов.

Самое приятное в самопальном, «самокрутном» исполнении — эти плёнки дешевле тех, что продаются в любых магазинах. Покупаются такие плёнки в больших и большущих бобинах (с намоткой от 30 м до 305 м) и вручную или полумеханическим способом наматываются на пустые кассеты стандарта 135 для 35 мм плёнок. Так поступают и большинство мелких «производителей» фотоплёнки, малоизвестные бренды которых можно встретить в продаже. Прямых и непосредственных производителей самой плёнки осталось немного, производить плёночную эмульсию и разливать на целлюлозную основу — процесс хлопотный и затратный.

Снимать на плёнке, на которую сняты фильмы Квентина Тарантино, Кристофера Нолана или Френсиса Форда Копполы, это лишь звучит как фантастика, приходите к нам, по приемлемой цене выберите и зарядите в свой плёночный аппарат (да хотя бы и в «мыльницу»), проверьте сами! Не забывайте, что то большое кино, что вы смотрите на широких экранах преимущественно снято на 35 мм, и та картинка, которую вы видите на больших экранах в большинстве кинотеатров — это проекция с той самой, «узкой», 35 мм пленки (понимаете, теперь, степень детализации картинки на вашем негативе, это вам не пиксели!) и снято мастерами на 35 мм негативную плёнку фирмы Кодак или Фуджи со специальной эмульсией на «триацетатной безопасной основе с сажевым противоореольным слоем», как указано в проспекте KODAK VISION3 500T, например.

У нас в продаже есть и Eastman 5218 и Eastman 5219 из серии Kodak Vision 500T по доступной цене! Приходите, научим не только фотографировать на эти профессиональные плёнки, но и проявлять их самостоятельно! Научитесь снимать не по-детски и производить ваш авторский HAND-MADE ART большой фотографии…

После проявки такой плёнки (у нас или с нашей помощью) вы увидите маркировку: внутризаводской идентификационный код пленки (EJ), собственный кодовый номер киноплёнки 5219 или 5218, номер эмульсии и оси плёнки, и линейчатый штрих-код EASTMAN KEYCODE. А после грамотной фотопечати (хотя-бы и в местной фотолабе) или инвертирования вашего негатива на плёночном сканере увидите снимки с фирменными цветами и характерным плёночным зерном известного во всём мире кино-фото бренда. Не расстраивайтесь, если у вас получатся кадры не «прям как в кино», мастерство придёт со временем, главное — почаще снимать и учиться, и киношная плёнка, будучи дешевле фотографической, позволит снимать гораздо чаще и не столь разорительно для семейного бюджета.

На плёнке Kodak Vision2 500T/5218 были сняты такие фильмы как «Ван Хельсинг«, например, или «Совокупность лжи» Ридли Скотта, или знаменитые «Трансформеры» Майкла Бея, именно на этой плёнке мы видим Брюса Уиллиса в «Крепком орешке» (см. идентификатор Eastman 5218 вдоль перфорации).

На плёнке Kodak Vision3 500T/5219 снят в прошлом году фильм «Опасная роль Джин Сиберг», братья Коэны сняли на ней «Да здравствует Цезарь!«, «Дюнкерк» (Кристофер Нолан и Квентин Тарантино — вообще плёночные фанаты, без них бы Кодак не выжил после банкротства!), ну и как же без самого Тарантино: Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо красуются в фильме»Однажды в Голливуде» именно на этой плёнке (см. идентификатор Eastman 5219 вдоль перфорации)! В съёмках фильма «Остров проклятых» участвовали три плёнки Kodak: Vision2 100T (5212), Vision2 200T (5217) и Vision3 500T (5219)и все три можно приобрести у нас для ваших фотоаппаратов! На сайтеShotOnWhat? можете найти информацию о том, на что сняты знаменитые фильмы.

И напоследок. Если хотите продвинуться в аналоговой плёночной фотографии, научитесь фотографировать вручную. Если умеете снимать на цифру в мануальном режиме и разбираетесь хотя бы в основах фотоэкспозиции, хорошо! Но это далеко не всё. Плёнка всех выравнивает: и новичков в фотоделе и продвинутых на цифре. И ещё она не любит излишне самоуверенных «цифровиков», об этом говорят унылые, вялые негативы тех снимков, которые я видел в великом множестве, проявляя их плёнки, свидетельствующие о слабом знании «матчасти» — технической стороны аналогового процесса. Знание сочетаний ИСО и экспопар — это уже не мало, но недостаточно! Плёнка «видит» свет иначе, чем матрица цифровой, пусть даже самой крутой, камеры и даже цифровые софтверные экспонометры для смартфонов могут дать погрешность, неприемлемую для плёнки.

Совет: если хотите по-настоящему освоить плёнку и фундаментальные основы аналогового процесса, учитесь чёрно-белой фотографии. Не только потому, что чёрно-белая плёнка дешевле цветной (у нас, например, её можно купить всего за символические 100 рублей — идеально для обучения), хотя и не намного. Чёрно-белая фотография — это начало начал всей фотографии, через неё вы научитесь видеть свет, чувствовать его. Не случайно великие мастера фотографии — это мастера чёрно-белого фото, а выдающиеся работы фотомастеров — чёрно-белая графика.

Мастерство в чёрно-белой фотографии — это миллионы оттенков серого, вырисовывающие именно тот объём, который даёт свет, умело пойманный фотографом «в поле» или выстроенный в студии. Учитесь фотографировать («светописать») на плёнке, друзья и научиться этому, по-настоящему, понять, как устроен свет и как себя ведёт в разных пространствах и измерениях, можно лишь освоив чёрно-белую фото-графику. И чем больше оттенков серого вы добьётесь, тем выше ваше мастерство как фотографа. Впрочем, это тема для отдельной статьи, а пока рекомендую её начало

Postscriptum. Не спешите покупать дорогую ILFORD для профессиональной художественной чёрно-белой фотографии. Чёрно-белую плёнку для кинематографии давно не выпускают, но она всё ещё производится для аэрофотосъёмки. Детализации на такой «технической» плёнке будет вполне достаточно, если правильно её экспонируете. Идеальная плёнка для художественных работ начального уровня, идеальна для обучения плёночному мастерству в аналоговой фотографии.

Институт труда, Иркутск
Чёрно-белая кино-фотоплёнка с самым демократичным, универсальным ISO и аппарат для её механической намотки в катушки 135, поэтому не дорого и всегда в наличии по приемлемой цене, идеально для обучения премудростям плёночной фотографии!

Найдите нас в соцсетях, посмотрите больше примеров, лучшего разрешения

Если ещё не устали, рекомендую посмотреть ещё один промо-ролик плёнки серии 500T с классическим киношными цветами. Устройтесь по-удобнее (это всего 5 минут!) и получите эстетическое удовольствие от картинки с правильными цветами, тенями и оттенками…

<Продолжение следует…>