«Свема ДС-5М» — цветная негативная киноплёнка СССР

У нас на обзоре была «Тасма ДС-5М» — плёнка, которая превзошла все ожидания после проявки, у неё была остаточная светочувствительность «всего » (кавычки от иронии, специалисты поймут!) ИСО-25, но, к сожалению, она быстро закончилась. Хорошие старые плёнки вообще быстро заканчиваются, их запасы не бесконечны, и наша не была исключением. Бобина в 60 метров была расфасована в кассеты типа 135 для фотоплёнок и разошлась менее чем за год!

Теперь к нам сложными, случайными путями пришла целая бобина киноплёнки «Свема ДС-5М» производства СССР 1990 г. (судя по маркировке вдоль перфорации), не менее 120 метров драгоценного чуда, доставшаяся очень недорого на радость нашим плёночным фанатам для экспериментов с просроченной плёнкой. После тестов в разных условиях и на разных камерах выяснили, что за долгие годы хранения на складах в ней остались честные ИСО 10-12, что неплохо, учитывая её «заводскую» светочувствительность во времена производства в прошлом веке — ИСО-50 (ГОСТ 50) единиц!

Проявлять пришлось в «неродном» для советских плёнок «холодном» процессе аналога С-41 (при 20°С), сделанного химиками по изменённой формуле на основе «ЦПВ-1», в результате получили изображения с несколько сдвинутыми цветами в сторону сине-зелёного спектра. Кому-то понравится такое «ретро» из любительского фото 70-х годов, получается очень мило (загляните в отцовский фотоальбом, если там есть любительские цветные фотографии!) и даже вполне винтажно, кому нет — цветокоррекция сканов в графических редакторах — в помощь)) Нам нравится!

К сожалению, не было возможности проявить нашу «новую» ДС-5М в «родном» для неё процессе Sovcolor, но как только у нас снова появятся соответсвующие реактивы, обязательно это сделаем и опубликуем примеры.

Итак, «Свема ДС-5М» — цветная негативная киноплёнка производства СССР — самая бюджетная в нашем ассортименте и самая доступная для экспериментов с плёночной фотографией. ИСО 10-12 единиц вполне позволяют снимать на олдскульных камерах — это любые Зениты, Киевы, ФЭДы, Зоркие, Смены и т.п., главное, чтобы экспопары «выдержка/диафрагма» выставлялись вручную. Если ни разу не пробовали, то приходите к нам, расскажем-покажем и дадим камеру «погонять» на тест-драйв — это не сложно!

Если кратко, то начать освоение этой плёнки лучше днём («ДС» — для «Дневного Света» как-никак) и на открытых диафрагмах (f:2.0-2.8): если в солнечную ясную погоду на солнце, то с выдержкой 1/125 сек., если в тени или пасмурно — 1/60 или 1/30 секунды. Вот такие простые параметры экспозиции для начинающих осваивать сложную механику ретро-аппаратов на нашей добросовестной просрочке в ИСО 10-12 единиц. Примеры в фотогалерее вверху сделаны на Зените-122 именно с такими значениями экспозиции.

Не жалейте света для низкочуствительных плёнок, тем более — таких. Недосвет, вялые и еле читаемые негативы встречаются в моей практике проявки чужих плёнок гораздо чаще пересвеченных. Помните, что все без исключения плёнки любят свет, не устану это повторять, они буквально питаются светом, не оставляйте их голодными!

Марат Байгереев, ноябрь 2023 г. Иркутск,
Школа аналоговой фотографии

PostScriptum. Большинство советских фильмов были сняты именно на Свему (название СВЕМА, кому интересно, произошло от сокращённых слов «СВЕточувствительные МАтериалы»). Попробуйте эту легендарную плёнку на своих фотоаппаратах (найдите в нашем списке — она самая недорогая из цветных!) — «Кавказская пленница», «Три плюс два», «Война и мир», «Ирония судьбы или с лёгким паром», мультфильмы «Ну погоди!» и многие-многие другие дошли до нас именно на этом бессмертном носителе. Эх, когда-то предприятие, производившее эту плёнку, было вторым в Европе по объёму производства после Кодака! Да, были времена…

История «Свемы»