ECN-2, «киношные» плёнки и «что не так» с вашей картинкой?!

Кинематографическая плёнка — это не только особенная цветопередача и особенная проявка (ECN-2), сажевый слой, точнее — его остатки удаляются после проявки вручную. Проблема в том, что нет гарантии того, что все остатки удалятся полностью, и если сажа попала на эмульсию, то она, скорее всего, там и останется навсегда в виде белых (после инверсии негативных изображений) полос и пятен.

Иногда это довольно забавно, художественная ломография может получиться, как на картинке выше. Но чаще всего, как и всё инородное, включая пыль, например, это портит отснятые кадры. К этому, увы, надо быть готовым, когда приобретаете такую плёнку. Хотя у нас в 99,9% случаев таких проблем проявки не возникает! А если, всё же, ваша плёнка попадёт в наш 0,1% критических остатков сажи, то у нас всегда есть, чем компенсировать испорченные кадры… Это, кстати, касается не только сажи, но и возможных (крайне редко!) царапин при её смыве с нежной эмульсии.

Цены на 35-мм киноплёнки ручной или полуавтоматической намотки в кассеты типа 135 для фотоплёнок, по-прежнему, пока привлекательны по сравнению с фабричными («коробочными») фотоплёнками, цены на которые в последние годы взлетели до небес, и это ещё не предел популярности плёночной фотографии! И дело даже не столько в том, что, благодаря более доступной цене, вы имеете возможность фотографировать на «киношные» плёнки гораздо чаще, чем на простые «коробочные» кодаки и фуджиколоры, сколько в понимании и осознании того, что на те же самые профессиональные, по-настоящему, киношные Кодаки и Фуджиколоры, были сняты знаменитые шедевры киноискусства!

Director of Photography

Присмотритесь внимательно к кадрам известных кинофильмов: на то, как они сняты, с какого ракурса, как построен кадр, из каких «мелочей» и что именно из «второстепенного» попало в кадр и почему, как сочетаются цвета и как прорисованы полутона!

Если задумаетесь о том, почему киноделы так «заморачиваются», то станет понятно, почему кинооператор в голивудском кино называется «Директор Фотографии» (Director of Photography) и почему Тарантино назвал магию кино серией снимков на 35-мм плёнке». Задумайтесь над этим, чтобы приблизиться к пониманию того, какое значение имеет фотография и фотографическое видение мира в производстве большого кино!

И ещё одно распространённое даже среди опытных фотографов-профессионалов широкое заблуждение: Kodak V3 250D — это для солнечного света («Day»), тогда как 500T, например, предназначен для искусственного освещения («Tangsten»), и чтобы снимать на солнце нужны якобы специальные фильтры.

Производитель действительно указал в своих проспектах такие рекомендации, но не для фотографов! Искусственное освещение в кино — это вам не маленькие, смешные по меркам кинопроизводства фотостудии, а павильонные съёмки для большого кино с фасадами домов и целыми улицами, по которым движутся кареты с лошадьми, например. Киноделы и зрители в кинозалах ещё может и увидят разницу между эмульсиями «D» и «Т», и даже между «Eastman 5218» и «Eastman 5219» на широких экранах, но вряд ли эта разница будет заметна на ваших смартфонах или даже на откалиброванных дисплеях или пусть даже на «полностью аналоговых» фотографиях формата 10х15 или даже 24х30. Помните, чем отличается оптика для большого кино (и, соответственно, степень детализации картинки на 35-мм) от той, чем вы располагаете, да и домашняя версия химкомплекта «ECN-2», которым будет обработана ваша плёнка, скорее всего, будет отличаться от голливудского стандарта…

И что же?! Не снимать на киноплёнку из-за этого? Среди фотографов популярен афоризм: «Снимает не камера, снимает человек». Если вам надоели унылые и однообразные кадры бесконечных, скучных фотосессий, то ещё раз пересмотрите известные эпизоды мастеров кино, поставьте понравившуюся картинку на «стоп-кадр» и представьте себя на месте режиссёра и кинооператора, чтобы понять или хотя бы приблизиться к пониманию того, почему тот мастер, который отвечает за картинку в голивудском кино, называется не главный оператор картины, как у нас, а «Директор Фотографии» (Director of Photography). Посмотрите на мир в окошке видоискателя вашего фотоаппарата глазами Роджера Дикинса или Кристофера Дойла, например, чтобы понять, «что не так» с вашей картинкой…

«Снимает не камера, снимает человек»...

PS. Единственное, что может иметь значение в наименовании всех этих киноплёнок для фотографов — это первые слова: KODAK VISION3— и то весьма относительно, так как размер кадра в кино и размер пусть даже самой большой фотографии — мягко скажем, не одно и тоже! Задумайтесь, почему Кристофер Нолан, Квентин Тарантино или Мартин Скорсезе снимали свои киношедевры на «сток», состоящий, как минимум, из обеих плёнок — VISION3 500Т и VISION3 250D — и ответ будет не всегда очевиден. Производитель создал разные эмульсии этих двух плёнок для того, чтобы они дополняли друг друга в разных условиях освещения и в разных «эмоционально окрашенных» сценах…

Марат Байгереев, ФЭД-Иркутск, 2022 г.