Привет из прошлого века! Опыт съёмки на ретро-камеры и проявки старых плёнок на 120

Признаюсь, раньше никогда не снимал на средний формат. Помню мне ещё в детстве в середине 80-х гг. необычно длинные (по длине упаковки, конечно же))) плёнки типа 120, продававшиеся в фото-магазинах, казались каким-то анахронизмом из далёкого прошлого. И этот тип плёнок всегда ассоциировался в моём сознании со старыми большими фотоаппаратами у дядек среднего и почтенного возраста. Шли годы, я взрослел, фотографию совсем забросил на фоне более насущных дел, учёба в университете, потом семья, дети и т.д. и т.п. Занятия фотографией ушли казалось бы в безвозвратное прошлое вместе с плёнкой и всем, что с ней связано.

Но вот наступил плёночный ренессанс, как-то тихо и неожиданно, люди, пресытившись цифрой и смартфонными фото, снова стали интересоваться плёнкой, и я не стал исключением. Поскольку отснятые плёнки в конечном итоги всё-равно так или иначе сканировались, оцифровывались (куда деваться: прогресс-есть прогресс, не со всеми же аналоговыми снимками с ванночками и растворами потом возиться), то стал присматриваться к широким плёнкам: на их фоне мои 35-мм негативы казались каким-то узкоплёночным баловством, у них даже тактильные ощущения разные, я молчу про картинку и прорисовку деталей.

И вот как-то посчастливилось очень недорого купить сразу две камеры среднего формата: двухобъективный пластмассово-невесомый Любитель-166 и шикарный, весь такой кожаный и увесистый трансформер Москва-4. Помню хозяева вынесли мне обе камеры, внешне в довольно приличном состоянии и, пока я их рассматривал, они в нагрузку вручили мне грязный сырой пакет с такими же грязными и сырыми плёнками «Фото-65 Свема» (точно такие же, как в том фото-магазине из моего детства) и не менее замызганным и убогим бачком для их проявки со словами: «Вот, тоже лежал пакет на чердаке, плёнки правда намокли, там у нас сыро, крыша течёт, но среди них, вроде бы есть одна сухая, может сгодится, всё-равно выбрасывать…». Вот так выглядел «бонус» к моему счастью.

Придя домой, я замочил бачок в хозяйственном ведре для мытья полов отмокать от налипших вековых наслоений, а плёнки (их было девять) разложил сушиться прямо на батарее, благо наступил октябрь и дали отопление. Фотографы знают, что и сырость и тепло для фотоматериалов губительны, но я подумал, что этим плёнкам уже ничего не страшно сквозь десятилетия небытия на чердаке. Может и правда, что они не все слиплись в монолитное подобие рулона и сгодятся хотя бы на то, чтобы потренироваться в зарядке и проверки механизмов моих «новых» камер, — подумал я.

Выбрал самую замызганную, распаковал от фольги, точнее — отодрал её от плёнки, которая, конечно же, слиплась, но не в монолит, не намертво, рулон через десятилетия всё-же стал разматываться и вошёл в приёмную катушку. Промотав пару раз туда-сюда с одной катушки на другую, я проверил механику обоих, вполне исправных, как оказалось, аппаратов, и довольный удачным приобретением пошёл выбирать локацию для съёмок на эти же плёнки (других и не было тогда под рукой).

Пройдя пару кварталов от Иерусалимской горы в Иркутске, дошёл до заброшенных, полуразвалившихся домов трущёбного вида на углу улиц Коммунаров и Грязнова, сделал «пару-тройку» кадров (точнее — все 8 формата 6 на 9) на «Москве» и не намного больше (точнее — все 12 формата 6 на 6) на «Любителе». Был яркий солнечный день, но снимал с поправкой на потерю светочувствительности «винтажных» потрёпанных раритетов на полностью открытых диафрагмах и длинных выдержках 1/10 и 1/15 сек. обоих не менее винтажных и почтенных аппаратов. Дома были остатки отработанных, но ещё живых, хоть и изрядно уставших от прошлых проявок реактивов, которые было жалко выливать, держал для подобных случаев. И вот он наступил!

фото см. на наших страницах в соцсетях

К тому времени бачок вполне себе отмок, я его помыл, высушил и… чуть не сказал «заправил отснятой плёнкой», нет не всё было так просто! Бумага настолько прилипла к плёнке, что никак не хотела от неё отходить, отдиралась фрагментами. Одну я всё-таки засветил по своей неловкости, бачок тут не причём, он был вполне исправен и до сих пор служит мне — новому хозяину — верой и правдой, несмотря на свой почтенный возраст. Вторая плёнка вошла в бачок как по маслу, но исключительно вместе с намертво прилипшей к ней бумагой. В конце концов отмокнет в реактивах и «сама» потом отойдёт, — наивно подумал я и приступил к сакральному процессу.

Проделав ритуальные процедуры с проявкой, наученный весьма удачным опытом обработки старых 30-летних цветных плёнок (с чёрно-белыми так пока не везло, как ни старался, ни одна толком так и не вышла!) я, выдержав 20 минут плёнку (время выбрал наугад) в холодном проявителе, вытащил плёнку (разумеется, после фиксажа и тщательной промывки) и сказать «офигел» — значит ничего не сказать!!

Из бачка вышла совершенно чёрная лента и сквозь мохнатые фрагменты мокрой бумаги просвечивалась аккуратная раскадровка на ровные квадраты 6 на 6: плёнка, похоже, удалась. Это я понял как только стал отдирать от неё остатки бумаги уже в хозяйственном ведре для мытья полов, наполненном доверху тёплым мыльным раствором. Давно я так долго не любовался удавшимися с первого раза кадрами своих негативов!

Таков был мой первый опыт эксперимента со средним форматом и приятное, непередаваемое словами ощущение восторга от победы над временем, переполняло меня. Когда негативы высохли, это чувство усилилось от тактильных ощущений приятной на ощупь бархатистой целлюлозы, то, что не в состоянии передать узкие плёнки. Снимайте на плёнку, друзья! И на узкую и на широкую, на молодую и на старую, на всякую, любите аналоговую фотографию и она обязательно ответит вам взаимностью, а плёнка отблагодарит шикарными кадрами на всю оставшуюся жизнь, сохранив историю не только для вас, но и для потомков…

Марат Байгереев, 4-5 ноября 2020 г. Институт труда, Иркутск

Читайте также публикацию об особенностях проявки подобных плёнок и съёмок на «Москва-4» на эти же плёнки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.