Проявка плёнки? Это просто! Особенности национальной проявки-5

Молодёжь, в большинстве своём, знает, что в отличие от «цифры», изображения на плёнке появятся только после проявления — это химический процесс обработки любой плёнки. Молодёжь, за малым исключением, также знает, что это «канитель» не быстрая, но и не долгая: минилабы (фотолаборатории города) сделают это за полчаса-час, т.к. у них проявка налажена машинным способом по конвейеру, непрерывно, а частники проявят не раньше, чем через день, так как заказы у них штучные и им потребуется для проявки вашей плёнки химреактивы развести и дать им отстояться.

Про домашнюю проявку плёнки написано в первой части цикла «Особенности национальной проявки», здесь лишь уточним основные, принципиальные моменты этого ответственного процесса появления на свет (буквально!) ваших стараний в поле аналоговой фотографии.

Во-первых, это просто, гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Не забываем, что этот несложный (хотя и ответственный!) процесс был доступен миллионам фотолюбителей, включая детей (я проявил свою первую плёнку лет в 13-14, не старше!), в советские времена не было другого способа получить свои (свои собственные, а не из фотоателье!) фотографии, первые минилабы (фотолаборатории для широких масс) появились лишь в 90-е годы.

Во-вторых, это не дорого. Комплект порошков для проявки любой плёнки (хоть цветной, хоть чёрно-белой) можно приобрести в пределах 500 руб. (не знаете где и как, приходите, расскажем-покажем!) для проявки не менее 5 плёнок (максимальное количество — 10-20 плёнок — зависит от качества химии). В любом случае, даже при минимальном количестве проявок в расчёте на комплект химреагентов, экономику посчитать не сложно — самостоятельно проявлять плёнку обойдётся вам не дороже 100 руб./плёнка (на самом деле гораздо дешевле, на практике разберётесь почему)!

В-третьих, это безумно интересно. Нет более занимательного, познавательного, увлекательного и, в тоже время, таинственного процесса (своего рода, ритуала!), чем изготовление химрастворов, проявка и извлечение из фотобачка вашей плёнки с проявленными изображениями ваших фотографических миниатюр. На всё про всё — считанные (буквально секундомером!) минуты и ваша плёнка готова и вы разглядываете своё фотографическое творчество в ванной пока плёнка сушится на бельевой прищепке! Ну не чудо ли?!

Теперь всё по-порядку. Отсняли плёнку, не вздумайте открывать крышку фотоаппарата пока не смотали её обратно в кассету, иначе засветите плёнку (что не допустимо категорически!): некоторые фотоаппараты делают это автоматически, механические требуют ручной работы. Прежде чем фотографировать, надо выяснить, как пользоваться вашим аппаратом, в том числе освоить простые операции по заправке плёнки в фотоаппарат и её сматыванию назад в кассету после съёмок. Аналоговая фотография требует элементарных базовых знаний «матчасти», для этого — наши специальные экспресс-курсы: это не сложно, буквально несколько часов теории и практики в нашем учебном классе с нашими учебными материалами за чашкой чая или кофе.

Но вот, отснятая плёнка у вас снова в кассете и вы благополучно вытащили её (т.е. кассету с плёнкой внутри!) из фотоаппарата. Самое простое — отнести кассету на проявку, заплатив деньги за это и дальше читать эту статью бессмысленно. Но если вам интересен весь аналоговый процесс (или почти весь, проявкой плёнки дело не заканчивается!), то начнём проявлять.

Процесс проявки начинается с приготовления реактивов (рабочих растворов) и заправки плёнки в специальный проявочный фотобачок. Об этом читайте в первой части цикла «Особенности национальной проявки». Это лишь кажется сложным. На самом деле, как и в любом деле надо лишь начать. Как и в любом деле (аналоговая фотография — это работа руками и в этом её ценность — Hand made!), требуется элементарная практика. Нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду. И пусть вас не пугает процесс заправки плёнки в бачок, это только на словах кажется сложным, если у вас руки выросли из правильного места, то проблем не возникнет: напомним, процесс проявки был доступен миллионам фотолюбителей, включая детей. Чем вы хуже?

Плёнка заправлена в бачок? Прекрасно! Приготовление рабочих растворов — проще простого, главное — аккуратность и чёткое следование простой инструкции, которая всегда прилагается к реактивам. Если вы умеете читать, проблем не возникнет и на этой стадии. Растворяете в воде (если у вас не супер-плёнка с особенными фотосессиями, то можно и в обычной кипячёной воде, а если живёте в Иркутске, то годится и сырая вода из-под крана!) порошки в той последовательности, как указал изготовитель в своей инструкции.

Приготовление химических растворов требует аккуратности, точности (не стоит делать «на глаз» или «примерно») и соблюдения минимальных требований безопасности: пользоваться резиновыми перчатками или нет — решайте сами, чувствительность кожи у всех разная, но возможность всполоснуть руки или кончики пальцев в проточной воде должна быть «под рукой», соблюдайте чистоту и гигиену, тогда вам ничего не грозит.

Не забудьте заранее запастись мерным стаканчиком, термометром и подходящими ёмкостями для ваших будущих рабочих растворов. Мерный стакан и термометр купите в любом хозяйственном магазине, покупайте не дорого, всё равно функционал одинаковый. Под ёмкости для растворов идеально подойдут пустые пластиковые бутылочки из-под газировки или сока (только помойте их перед использованием, они должны быть чистыми внутри), главное чтобы плотно закрывались крышечками.

Именно, чтобы плотно закрывались и ещё перед завинчиванием крышечки надо максимально вытравить из бутылочки, заполненной под горлышко рабочим раствором, воздух, чтобы минимизировать контакт с кислородом, поэтому пластиковые бутылочки лучше стеклянных подходят для хранения реагентов, срок использования которых — от месяца (если свежие растворы) до недели (если проявили хотя-бы одну плёнку) — поэтому нет необходимости в химически стойком стекле, используйте обычные пластиковые бутылки, с ними проще.

Бутылочки должны подходить под ёмкость растворов, ориентируйтесь на ёмкость вашего бачка. Например, если ёмкость фотобачка 350 мл, то и бутылочки удобнее и рациональнее использовать такие же. Сколько растворов? Это зависит от того какую — цветную или чёрно-белую плёнку собрались проявлять. Для чёрно-белой достаточно двух растворов: собственно проявитель и закрепитель (фиксаж). Проявитель проявляет изображение на плёнке, фиксаж закрепляет плёнку, после чего она уже не боится не только света, но и времени (по-крайней мере десятилетия, как показывает практика хранения негативов, дошедшие до нас из прошлых веков), если правильно отфиксировали вашу плёнку.

Комплект для проявки цветной плёнки будет из трёх растворов (собственно проявитель, фиксаж и отбеливатель), а «киношная» плёнка (если хотите «голливудской» картинки как у Тарантино, например)) потребует четвёртый компонент для смывки сажевого слоя по процессу ECN-2 (об этом, читайте в третьей статье из этого цикла). Для этого заранее приготовьте маленький тазик и мягкое безворсовое полотенце. После «окончательной» промывки остатков фиксажа (смывать фиксаж надо долго в проточной воде — минут 15- 20, не меньше) вытащите плёнку и не удивляйтесь, что она тёмная так, что не видно раскадровки, заранее не стоит расстраиваться — это из-за остатков сажи, которые надо смыть. После того, как тщательно стёрли мягким полотенцем сажу, не забудьте ополоснуть плёнку в «стабилизаторе» (идеальный «стабилизатор» — дистиллированная вода без примесей или обратный осмос — Н2О с 0-002 ppm см. Особенности национальной проявки), чтобы не осталось пятен и ваш негатив был идеально чистым.

Комплект порошков для приготовления химрастворов для домашей проявки цветных плёнок (ECN-2/C-41)

При проявке будьте аккуратны, «цветная» химия содержит вредные компоненты, но не стоит бояться, от проявок плёнки ещё никто не умирал, достаточно хотя бы минимально соблюдать требования гигиены!

По этой ссылке найдёте подробную инструкцию по проявке цветной плёнки!

Итак, ничего сложного! Чем вы хуже детей-подростков прошлого века? Дерзайте! Если хотите узнать подробности и попрактиковаться, приходите к нам, научим. Сами фотографируете и сами проявляйте вашу плёнку. И печатать фотографии с неё тоже научим. Освойте аналоговый процесс по-настоящему, заведите свой реальный, а не виртуальный фотоальбом, а лучшие и самые удачные свои фотографии поместите в реальные, не виртуальные фоторамки (они переживут вас, поверьте, проверено поколениями!), это круче, чем обмениваться пустыми одноразовыми фотками в соцсетях, хотя и не исключает этого! Будьте настоящими, а не одноразовыми, аналоговая фотография этому способствует. Делайте руками ту добрую память, которая останется после вас в ваших фотоальбомах и в фоторамках: оставьте свой фотографический Hand made поколениям!

Институт труда, Иркутск 2021
Снято на популярную Кодак-200 Зенитом ЕТ (f: 5.6, 1/500) с объективом Индустар-61Л/З-МС. «Оцифровано» за пару секунд через обычный смартфон с аналоговой (бумажной) фотографии (обратите внимание на отсвечивание вверху) — зачем тратиться на дорогое сканирование, если ценность аналогового процесса не в том, чтобы похвастаться в соцсетях (чем вы удивите этот мир и стоит ли он того?): съёмка на плёнку и её самостоятельная проявка — лишь начало аналогового процесса, настоящий Handmade получается в финальной стадии — изготовление собственно фотографии путём проекционной химической фотопечати и это — настоящий ART — артефакт вашей реальной истории! Об этом — следующие публикации…