История другой фотосессии: «Привет из прошлого века! Часть 3» и немного рассуждений о цветопередаче…

Когда в процессе работы приходится тестировать разные фотоаппараты или плёнки, то стараешься выбирать и соответсвующие тестам какие-нибудь характерные выразительные локации, благо их хватает в центре города неподалёку от офиса. Интересно потом сравнивать снимки одних и тех же объектов тех сцен, как, например, это было в публикации «История одной фотосессии или как лихо гелиосы крутят боке».

Как-то раз вышел протестировать люто безнадёжную просрочку — чёрно-белая Тасма ФН-64 производства СССР с отметкой на коробочке “обработать до 12.1993″. На снимках внизу станет понятно почему «безнадёжную» — это максимум, что получалось на нескольких (3-4 как минимум) 36-кадровых плёнках, доставшихся бесплатно, в нагрузку к купленной ретро-технике. Поэтому крайне не рекомендую покупать такие плёнки, даже если упаковки от них выглядят «как новые» и «невскрытые» как пишут некоторые барыги, пытающиеся втюхать незадачливым покупателям такую просрочку по цене новых — таких объявлений полно в интернете.

Я писал во второй части статьи «Привет из прошлого века« и «ORWOCOLOR NC-21 и ЦНД-32: “проявить до 1989 г.” Личный опыт« об особенностях экспонирования и проявки таких старых фотоматериалов в силу сильной потери светочувствительности, причём потеря номинальных ISO (ГОСТ/DIN/ASA) именно этих чёрно-белых плёнок «Тасма ФН-64» была настолько значительной, что на очередную экспериментальную фотосессию пришлось взять штатив, не выбрасывать же доставшиеся хоть и даром плёнки!

Долго идти не пришлось, для тестовых съёмок на такой просрочке нашёл такие же старые брошенные дома под снос в самом центре Иркутска на ул. Подгорная. Люблю выразительные фактурные сцены и не удивлюсь, если мои фотографии скоро станут единственными свидетелями таких весьма колоритных, кстати, (см. цветные снимки) фрагментов старого Иркутска. Снимал на ФЭД 5С на максимально открытой диафрагме F:2.0 (нештатный объектив «Юпитер-8 2/50» — специально накрутил вместо штатного «И-61» — более светосильный и проверенный на ФЭДах полтинник) и на самых длинных автоматических выдержках от 1 секунды до 1/15, разумеется, со штативом. Когда проявил в холодном (от 10°С до 15°C) проявителе, получилось вполне прилично для такой просрочки и вполне себе даже художественно и весьма выразительно.

Поскольку сцена расположена недалеко от офиса, то и многие другие тесты на разных плёнках снимал потом в той же самой локации. Есть что сравнить, чтобы рассмотреть изображения «поближе» откройте их в новой вкладке или сохраните на диск.

Обратите внимание на последние два снимка этой фотогалереи: разные плёнки с разной цветопередачей (никакого фотошопа и вообще без какого-либо вмешательства в «default» плёночного сканера) — снято в разные дни разными аппаратами, но примерно в одно и то же время суток (рано утром перед работой — локация расположена по пути из дома в офис) — Kodak Vision2 200T/5217, которой более 10 лет, выдала более яркий результат, но более молодая KODAK VISION3 500T/5219 передала цвета ближе к оригиналу, хотя, если по-справедливости, истина где-то посередине.

Если не знать точно цветовую палитру оригинального объекта, то на фотографиях ВСЕГДА сложно разобрать насколько точна цветопередача — это ВСЕГДА стоит учитывать тем, кто самозабвенно спорит о «правильных» и даже каких-то «эталонных» цветах, оценивая даже не сами фотографии как таковые, а цветокоррекцию колористов и сканировщиков на «постпродакшене». Я уже молчу про встроенный софт любой цифровой техники, автоматически «по умолчанию» («default») корректирующий цвета» при интерпретации цветных негативов, и заводскую или ручную, студийную калибровку мониторов и дисплеев! Зайдите в любой магазин, торгующий телевизорами и мониторами, найдите два «одинаково» передающих цвет одних и тех же объектов и постарайтесь вспомнить или хотя бы представить как эти объекты выглядят «натурально на самом деле» в природе.

Восприятие цвета ВСЕГДА субъективно, как говорится: «на вкус и цвет…», недаром колористика определяет цвет через «ощущение человека». Поэтому всех, кто чуть ли не с пеной у рта слишком самоуверенно спорит о цветах и полутонах смело посылайте в художественные галереи, не забыв при этом напомнить, что работы известных и неизвестных живописцев тоже совсем уже не те по цветопередаче, что были сто и более лет назад: они и тогда и сейчас были ВСЕГДА субъективны (точнее сказать — «интерсубъективны») по восприятию, что, впрочем, и тогда и сейчас не умаляет их достоинства в аналоговом исполнении и «аналоговости» эмоционального воздействия на человека, на его «ощущения». Вот такое «цветное кино» увидите на цветных кинематографических плёнках.

Субъективность, точнее — интерсубъективность природы цвета (разные люди по своим ощущениям более-менее точно определят основные цвета как «красный», «зелёный» или «синий», например, понимая разницу между ними по памяти с детства, несмотря на разницу возможных полутонов, но легко запутаются в переходах между ними там, где эта разница стирается) является тем самым природным, натуральным ограничителем, исключающим «объективное» измерение или точную фиксацию цвета (именно цвета!) «средствами объективного контроля». Можно измерить длину волны, но нельзя измерить цвет, человек — не машина и воспринимает мир субъективно! И если мы углубимся в колористику, то очень скоро станет ясно, что цвет – это не нечто “объективное”, а интерсубъективные ощущения разных людей на основе всеобщего консенсуса относительно восприятия определённых диапазонов волн зримого спектра излучений. Поняв это, начнёте по-другому смотреть на умников, глубокомысленно рассуждающих о «правильном» цвете и даже об «эталонах» цвета в цветной фотографии.

Понимание колористических принципов выразительности в цветовых переходах, полутонах и т.п. и т.д. — это уже следующая ступень воспитания, образования, обучения интерсубъективного восприятия цвета более узким («экспертным») сообществом на основании им же сформированного более узкого («экспертного») консенсуса в процессе того же воспитания, образования, обучения по такой дисциплине как колористика. Изучая её поймёте как добиться определённого восприятия у людей, управляя цветом, зная или предполагая их предпочтения, например.

В дискуссии вокруг цветов (как и в любой дискуссии) важно понимание того интереса, который представляет тот, кто претендует на роль условного «эксперта» (кавычки — без иронии!), присмотритесь внимательно к тем цветам, которые этот условный «эксперт» считает «правильными» или «эталонными» и увидите вполне понятные и конкретные интересы определённого круга лиц. Вообще, любой спор вокруг неких “эталонных”, якобы, цветов – пустое и даже во многом опасное занятие, учитывая страсть некоторых лиц к определённой униформе, исключающей разнообразие и палитру красок: тоталитаризм и радуга – не очень, мягко скажем, совместимые вещи. Именно поэтому: «На вкус и цвет…» — истина, выраженная в народной мудрости.

Но вернёмся к фотосессиям старого Иркутска. Вот кадры из статьи «Привет из прошлого века! Опыт съёмки на ретро-камеры и проявки старых плёнок на 120« в сравнении с тестом на той же KODAK VISION3 500T/5219 в той же локации с разницей съёмок в полгода: октябрь 2020 г. — май 2021 г. Эта локация уже не такая колоритная, поэтому спорить о цветах не будем, проблема этих заброшенных домов в другом, гораздо глубже и тривиальнее одновременно и, от того, печальнее.

Прямо напротив этих трущоб, через дорогу расположен квартал элитного жилья, а всего в сотне метров, по-соседству выстроен торгово-развлекательный комплекс «Модный квартал». Юбилей города, пышно отмечавшийся 10 лет назад (к которому и был построен, в частности, «Модный квартал»), прошёл мимо этой локации. Может к следующему грандиозному юбилею, когда будем отмечать через 40 лет 400-летие Иркутска, и на эти улицы придёт праздник, и тогда уже наши потомки продолжат забавную по своей философской сути дискуссию о «правильных» цветах, но уже, надеюсь, не на выгоревших красках облупившихся фасадов заброшенных давно домов старого Иркутска…

Марат Байгереев, Иркутск, май 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.