В чём на самом деле прелесть плёнки

Про «волшебность» аналоговой фотографии, её «сказочность» и т.д. сказано немало. Особенная, «неповторимая» цветопередача плёнки, ретро-виньетирование и ностальгическая винтажность аналоговых фотоматериалов, творческая тонкость их экспозиции и последующей химической обработки (push&pull, etc), архивная ценность каждого снимка, магия оптической проекционной фотопечати, ручная доработка каждого снимка при получении фото-отпечатков и т.п. — всё это наверняка не раз слышали и от фотографов-профессионалов и, тем более, от любителей плёнки, и это справедливо.

Но справедливо в отношении не только (и не столько!) самой плёнки, сколько (в не меньшей мере!) в отношении таких же аналоговых, т.е. полученных химически-оптическим способом фото-отпечатков! На самом деле, неповторимость аналоговой фотографии кроется именно в её «чистой и честной аналоговости», т.е. в физике и химии самих фотоматериалов как таковых и тех визуально-тактильных и ментально-психологических ощущениях, через которые они передают нам живой мир в полностью аналоговом исполнении.

Перевод плёнки в цифру и, тем более, её последующая программно-цифровая обработка обесценивает и даже, скажу больше, опошляет всю прелесть аналоговой фотографии, хотя, признаюсь, полностью отказаться от сканирования ваших негативов в наш цифровой век было бы безумием. Но, задумайтесь, какой смысл в оцифровке ваших аналоговых шедевров и какой смысл во всех ваших аналоговых стараниях и страданиях, если вы на выходе в конечном итоге получаете то, что не сложно сделать и с обычными цифровыми фотками банально программным способом? Вопрос не совсем риторический.

Если финальная остановка ваших негативов — хранение их цифровых копий в памяти компа и выкладка в Инстаграм или другие соцсети, зачем заморачиваться плёнкой? В сети полно софта и плагинов на тему постобработки цифровых фото «в стиле плёнки» и т.п. с любыми эффектами аналоговой фотографии! Для примера на видео ниже привожу ролик талантливого и старательного парня, увлечённого правильной плёночной цветопередачей цифровых снимков с предложениями его специально созданных пресетов для обработки цифровых снимков в стиле плёнки.

Промолчим про кучу видеороликов юных блогеров в глобальной сети о том, как можно быстро обработать свои бесценные фотки с мамой-папой подаренного дешёвенького смартфона халявным софтом «а ля плёнка» перед отправкой в тот же Инстаграм. Жесть, правда? Нет, жесть, если ваши плёночные шедевры не будут отличаться от их обработанных за 10 секунд смартфонных снимков, сделанных без всяких раздумий, творческих стараний и лирики по поводу постановки кадра и подходящей именно для этого кадра экспозиции на ваш дорогой аналоговый носитель типа фуджиколор, агфа или, Боже упаси, «какой-нибудь» илфорд или портру.

Это — про изображения ваших плёночных шедевров на мониторе компа или (чаще!) смартфона (вряд ли Инстаграм разглядывают на других экранах, будем честными). Сравните их с вашими цифровыми снимками (да хотя-бы сделанными на смартфон)! Очевидно, что в большинстве случаев сравнение по фотографическому качеству картинки будет в лучшем случае не в пользу плёнки! Напечатайте цифровые снимки на фотобумаге (да хотя бы даже фотооптическим, «мокрым» способом) и сравните с плёночными отпечатками. Понятно почему плёнка «умерла » в массовой фотографии, а гигантский Кодак, прошёл через процедуру банкротства?

Также как и понятно, почему она всё-таки живёт у избранных! Живёт, благодаря тому, что вы получили негатив, а потом и отпечаток из фотолаборатории (ваш домашний дакрум — тоже лаборатория и алхимии в ней ничуть не меньше, даже больше, учитывая магию вашего личного творчества во время аналоговой «постобработки» негатива при красном свете фонаря!), а перед этим трепетно ждали-гадали, что же получится от вашего творчества «в поле»? Эти эмоции останутся при вас на всю жизнь и их на расстоянии не передать, тем более цифрой и интернетом! Художество аналоговой фотографии, её прелесть останется при вас в ваших фотоальбомах и аналоговых (не виртуальных!) файлах (в файл-сливерах, да хотя-бы просто в катушке).

Именно в этом и только в этом (!) ценность, точнее — бесценность ваших плёночных шедевров, пусть даже если другие их и не посчитают таковыми. Ведь это ваш индивидуальный мир и он навсегда останется с вами и даже, как показывают фотоархивы старых семейных альбомов, навсегда останется немым свидетельством вашей жизни (пусть даже и не вы изображены на подавляющим большинстве сделанных вами фото) после вас… в отличие от многих тысяч безликих цифровых снимков где-то в цифровых хранилищах, создавших иллюзию вечности.

PS. В фотоальбомах всех моих одноклассников, а позже – в дембельских альбомах сослуживцев по Советской Армии – хранятся мои (т.е. сделанные мною) фотки из далёких 80-х гг. прошлого века! «Мои» — не совсем правда. Помню как со школьными друзьями (а в Армии — в каптёрке, кто служил — знает!) собирались тогда в дакруме (тогда и слова такого не знали!))) и при свете красного фонаря буквально колдовали над каждым отпечатком, доводя его с помощью магических движений рук и устного отсчёта вслух до совершенства. Вот это были настоящие артефакты! Вот это была фотография! И каждый снимок до сих пор бережно хранится и будет храниться вечно в семейных архивах, передаваясь из поколение в поколение. Задумайтесь над этим на досуге и попробуйте вспомнить, где потерялись ваши цифровые файлы… и не мусор ли это?

PostPostScriptum. Для продвинутых любителей аналоговых фотографий, для желающих освоить вершину аналогового процесса мы предлагаем наш спецкурс «АНАЛОГОВАЯ ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ». Научитесь печатать собственные настоящие фотографии со своих негативов, освойте ЧБ-проекционную фотопечать!

Марат Байгереев. Школа аналоговой фотографии, Иркутск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.