В чём на самом деле прелесть плёнки

Про «волшебность» аналоговой фотографии, её «сказочность» и т.д. сказано немало. Особенная, «неповторимая» цветопередача плёнки, ретро-виньетирование и ностальгическая винтажность аналоговых фотоматериалов, творческая тонкость их экспозиции и последующей химической обработки (push&pull, etc), архивная ценность каждого снимка, магия оптической проекционной фотопечати, ручная доработка каждого снимка при получении фото-отпечатков и т.п. — всё это наверняка не раз слышали и от фотографов-профессионалов и, тем более, от любителей плёнки, и это справедливо.

Но справедливо в отношении не только (и не столько!) самой плёнки, сколько (в не меньшей мере!) в отношении таких же аналоговых, т.е. полученных химически-оптическим способом фото-отпечатков! На самом деле, неповторимость аналоговой фотографии кроется именно в её «чистой и честной аналоговости», т.е. в физике и химии самих фотоматериалов как таковых и тех визуально-тактильных и ментально-психологических ощущениях, через которые они передают нам живой мир в полностью аналоговом исполнении.

Перевод плёнки в цифру и, тем более, её последующая программно-цифровая обработка обесценивает и даже, скажу больше, опошляет всю прелесть аналоговой фотографии, хотя, признаюсь, полностью отказаться от сканирования ваших негативов в наш цифровой век было бы безумием. Но, задумайтесь, какой смысл в оцифровке ваших аналоговых шедевров и какой смысл во всех ваших аналоговых стараниях и страданиях, если вы на выходе в конечном итоге получаете то, что не сложно сделать и с обычными цифровыми фотками банально программным способом? Вопрос не совсем риторический.

Если финальная остановка ваших негативов — хранение их цифровых копий в памяти компа и выкладка в Инстаграм или другие соцсети, зачем заморачиваться плёнкой? В сети полно софта и плагинов на тему постобработки цифровых фото «в стиле плёнки» и т.п. с любыми эффектами аналоговой фотографии! Для примера на видео ниже привожу ролик талантливого и старательного парня, увлечённого правильной плёночной цветопередачей цифровых снимков с предложениями его специально созданных пресетов для обработки цифровых снимков в стиле плёнки.

Промолчим про кучу видеороликов юных блогеров в глобальной сети о том, как можно быстро обработать свои бесценные фотки с мамой-папой подаренного дешёвенького смартфона халявным софтом «а ля плёнка» перед отправкой в тот же Инстаграм. Жесть, правда? Нет, жесть, если ваши плёночные шедевры не будут отличаться от их обработанных за 10 секунд смартфонных снимков, сделанных без всяких раздумий, творческих стараний и лирики по поводу постановки кадра и подходящей именно для этого кадра экспозиции на ваш дорогой аналоговый носитель типа фуджиколор, агфа или, Боже упаси, «какой-нибудь» илфорд или портру.

Это — про изображения ваших плёночных шедевров на мониторе компа или (чаще!) смартфона (вряд ли Инстаграм разглядывают на других экранах, будем честными). Сравните их с вашими цифровыми снимками (да хотя-бы сделанными на смартфон)! Очевидно, что в большинстве случаев сравнение по фотографическому качеству картинки будет в лучшем случае не в пользу плёнки! Напечатайте цифровые снимки на фотобумаге (да хотя бы даже фотооптическим, «мокрым» способом) и сравните с плёночными отпечатками. Понятно почему плёнка «умерла » в массовой фотографии, а гигантский Кодак, прошёл через процедуру банкротства?

Также как и понятно, почему она всё-таки живёт у избранных! Живёт, благодаря тому, что вы получили негатив, а потом и отпечаток из фотолаборатории (ваш домашний дакрум — тоже лаборатория и алхимии в ней ничуть не меньше, даже больше, учитывая магию вашего личного творчества во время аналоговой «постобработки» негатива при красном свете фонаря!), а перед этим трепетно ждали-гадали, что же получится от вашего творчества «в поле»? Эти эмоции останутся при вас на всю жизнь и их на расстоянии не передать, тем более цифрой и интернетом! Художество аналоговой фотографии, её прелесть останется при вас в ваших фотоальбомах и аналоговых (не виртуальных!) файлах (в файл-сливерах, да хотя-бы просто в катушке).

Именно в этом и только в этом (!) ценность, точнее — бесценность ваших плёночных шедевров, пусть даже если другие их и не посчитают таковыми. Ведь это ваш индивидуальный мир и он навсегда останется с вами и даже, как показывают фотоархивы старых семейных альбомов, навсегда останется немым свидетельством вашей жизни (пусть даже и не вы изображены на подавляющим большинстве сделанных вами фото) после вас… в отличие от многих тысяч безликих цифровых снимков где-то в цифровых хранилищах, создавших иллюзию вечности.

PS. В фотоальбомах всех моих одноклассников, а позже – в дембельских альбомах сослуживцев по Советской Армии – хранятся мои (т.е. сделанные мною) фотки из далёких 80-х гг. прошлого века! «Мои» — не совсем правда. Помню как со школьными друзьями (а в Армии — в каптёрке, кто служил — знает!) собирались тогда в дакруме (тогда и слова такого не знали!))) и при свете красного фонаря буквально колдовали над каждым отпечатком, доводя его с помощью магических движений рук и устного отсчёта вслух до совершенства. Вот это были настоящие артефакты! Вот это была фотография! И каждый снимок до сих пор бережно хранится и будет храниться вечно в семейных архивах, передаваясь из поколение в поколение. Задумайтесь над этим на досуге и попробуйте вспомнить, где потерялись ваши цифровые файлы… и не мусор ли это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.