Всё про сканирование плёнки: в чём подвох и зачем переплачивать за лишние пиксели?

Мы в своей фотошколе плёнку до недавнего времени не сканировали, только проявляли и ещё больше — учили и учим проявлять и печатать, но для наших многочисленных клиентов сделали исключение. Всё-таки приобрели сканер плёнки — один из самых бюджетных, почему — об этом чуть позже, а сейчас о самом сканировании, оцифровке аналоговых носителей. Сканирование — не тема аналоговой фотографии, но без неё не обойтись в наш безумный век тотальной, вездесущей и дурной (в аналоговом смысле!) цифры.

Сканер для массовой оцифровки ежедневно проявляемых плёнок приобрели простейший — цифровой экспресс-конвертер, то есть быстрый переводчик аналогового носителя — плёнки — в «цифру», цифровые графические файлы, которые можно хранить на любом цифровом носителе — хоть на флэшке, хоть на CD/DVD или на виртуальном диске в облачном хранилище, с последующей отправкой в соцсети и на свои веб-странички, используя электронную почту или файл-менеджеры.

Тут мы подошли к главному вопросу любого сканирования/оцифровки — снятия графической информации с аналоговых носителей: разрешение (resolution), параметры цифровой копии — количество пикселей и/или точек на дюйм (dpi) в итоговом цифровом файле.

Здесь важно понимание того, что от количества пикселей зависит размер/вес ваших сканов — файлы, размером/весом в десятки, а то и сотни мегабайт, абсолютно неподъёмны для публикации в интернете, все паблики-соцсети — хоть инстаграм, хоть фэйсбук — обязательно сожмут все ваши графические файлы с потерей «лишних» пикселей — тогда резонный вопрос: зачем платить лишнее, ведь чем выше разрешение сканирования, тем оно дороже (техника дорогая!) и тем больше файл.

Помните, что в цифровой растровой графике, где изображение состоит из пикселей, размер имеет значение, причём это «палка о двух концах» и важно заранее понимать, что в итоге вы хотите получить! Что хорошо для печати на принтере (оно вам надо?), то плохо и неподъёмно для публикации в интернете. За большинство услуг по сканированию в массе своей вы просто тупо переплачиваете за их «высокое разрешение», отбивая затраты на дорогие аппараты и софт их хозяев.

Мы не «парим мозги и не вешаем лапшу» нашим ученикам и клиентам, а честно предлагаем отсканировать то, что у них получилось на плёнке быстро и дёшево, без «лишних» т.е. ненужных пикселей и без «высокого» т.е. избыточного разрешения. Потому цена сканирования у нас самая низкая не только в городе, но и по стране в целом (сравните цены в интернете, вряд ли найдёте дешевле): всего 50-100 руб. за всю плёнку в зависимости от того, надо или нет прикладывать «усилия постобработки» (однокнопочный клик в простейшем графическом редакторе) — очень неплохо для быстрой публикации своих снимков в интернете в хорошем качестве. Если неплохо, то зачем переплачивать?! Выйдет ещё дешевле (в расчёте на плёнку), если сами все свои плёнки отсканируете: у нас в офисе можете самостоятельно оцифровать ваши домашние фотоархивы и «довести до их ума» в графических редакторах, то есть скорректировать цвета, вытянуть тени-полутени и т.д., свободные компы PC и МАС всегда есть в наличии.

Примеры такого экспресс-сканирования вы видете в иллюстрации к этой статье на самом верху (импровизированный натюрморт снят на Зенит ЕТ/Helios 44-2, F:2.8, s1/60″, плёнка Кодак-200), а также внизу в фотогалерее. См. также наш Инстаграм, а ещё лучше скачайте и распакуйте файл scan.foto.zip (43 МБ), чтобы посмотреть примеры наших сканов без дополнительной обработки, «как есть». Всё оцифровано за считанные секунды и выложено на сайт (и в соцсети) без какой-либо постобработки в графических редакторах. Не верите, приходите к нам, покажем как это сделать прямо в учебном классе за чашечкой кофе или чая, приносите свои плёнки!

Если плёнка была правильно экспонирована и после проявки получилась идеально, как, например, на нашей KODAK VISION2 500T Color Negative Film 5218, то и «двухсекундная постобработка» после оцифровки не нужна: см. примеры во втором архивном файле — scan500t-5218.zip. Когда распакуете архив (меньше 7 мегабайт!), обратите внимание на размеров этих сканов — всего 1,5-2 мегабайта каждый. Время сканирования всей плёнки в 36 кадров — всего пара минут. Ну не мечта ли?!

Ещё раз о главном при сканировании плёнки! Понятно, почему для быстрой экспресс-оцифровки аналоговых носителей приобрели самый простой и бюджетный скан-конвертер? Для соцсетей не надо много пикселей, достаточно той картинки, которая по своему разрешению помещается в любой смартфон, планшет или нехитрый дисплей ноутбука или, максимум, монитор бюджетного десктопа (почти тоже самое в плане графического качества, большинство этих девайсов не сильно далеко ушли друг от друга, несмотря на разницу размеров дисплея, не надо заблуждаться!) и незачем переплачивать за цифровые потуги дорогих, медленных и шумных плёночных и тем более «профессиональных» сканеров.

Тут следует отметить ещё один важный (пожалуй, самый важный!) аспект сканирования изображений: качество сочетания пикселей — это не только та цветовая и световая информация, которую несёт каждый пиксель, но их сочетание между собой, из чего как из пазлов складывается картинка, которую мы видим на экране. Ценность программ сжатия изображений как раз и состоит в том, чтобы относительно малым числом передать максимально приемлемую для человеческого глаза картину. Именно на этом построены алгоритмы сжатия PNG или JPEG, например. Так что главный вопрос сканирования и оцифровки любых изображений — это вопрос качества, а не количества пикселей.

Зачем переплачивать за не нужные вам лишние пиксели в погоне за избыточным разрешением, которое совершенно ни к чему, так как, повторимся, большинство пикселей тупо пропадут при неизбежной компрессии ваших графических файлов в любой сети?! Помните, что файлы с невысоким разрешением бюджетного сканирования и файлы с высоким разрешением профессиональных сканеров в интернете, на компе, планшете и, тем более, на экране смартфона будут выглядеть совершенно одинаково. А если так, то вы явно переплатили несколько сотен, если единственная цель сканирования плёнки — быстрее посмотреть, что получилось да поделиться с друзьями!

Наши сканы сделаны на простейшем конвертере с разрешением «всего» 72 dpi, если верить информации программы просмотра на Маке (оптическое разрешение 3200 dpi) размером картинки 4608×3056 пикселей — 14 мегапикселей. Это не густо, но более чем достаточно для публикации в соцсетях и обмена файлами по почте или в мессенджерах. Не слушайте снобов-профессионалов и профанов-любителей. Разберитесь в главном вопросе сканирования при выборе разрешения и прочих параметров: что в итоге вы хотите получить, для чего нужна оцифровка изображений, на чём вы собираетесь их разглядывать? Готовы ли после того, как разобрались, переплачивать за «лишние» пиксели?

Эти «лишние» пиксели вы «легко» увидите, если захотите посмотреть ваши сканы при сильном увеличении, заодно и проверите графические возможности монитора и вычислительные мощности процессора вашего девайса: сравните сканы разных разрешений, например, высокого «профессионального» в 4 тыс. и более точек на дюйм (dpi), полученные с дорогих плёночных сканеров, «полупрофессионального» или «любительски-продвинутого» диапазона в 1200 dpi с планшетных сканеров (большинство фотолабораторий выдадут вам за немалые деньги именно 600-1200 dpi с ваших плёнок), и наши ультра-быстрые, бюджетные сканы «в 72 dpi» (на самом деле, конечно-же больше, если не печатать их на принтере с ожиданием полиграфического качества)) с компактного экспресс-конвертера, которые вы видите в иллюстрациях к этой статье.

Для чистоты «эксперимента», то есть для сравнения, скачайте, если ещё не скачали и распакуйте файл scan.foto.zip или, лучше scan500t-5218.zip (там все сканы честные, без постобработки после оцифровки, размер их не более 2 Мб) к себе на комп или планшет, или телефон и сравните картинки с любыми вашими «коммерческими» файлами «высокого разрешения», которые вам сделали на коммерческой основе за сотни рублей на больших и дорогих, «серьёзных» сканерах. Сразу обратите внимание на размер/вес наших файлов с файлами ваших сканов «высокого разрешения», оцените разницу, и при этом заметьте, что все картинки на вашем дисплее выглядят визуально по качеству примерно одинаково, никакой разницы! Если не доверяете своим глазам, покажите другим — увидят тоже самое, если они не будут рассматривать снимки через лупу.

Разницу в тех самых пикселях (характерные «квадратики», из которых состоит изображение) заметите лишь когда начнёте увеличивать, то есть масштабировать изображение настолько, насколько позволяют вычислительные мощности и графические возможности вашего девайса, если он при этом не зависнет под тяжестью прорисовки «лишних» пикселей, за которые вы отдали уйму денег.

Обратите внимание на скорость масштабирования: насколько лёгкие и невесомые наши сканы по сравнению с громоздкими и неподъёмными сканами в десятки мегабайт с дорогих сканеров высокого разрешения. Убедились, сколько времени уходит на прорисовку тех самых «лишних и не нужных» миллионов пикселей-квадратиков, из которых состоят тяжёлые для просмотра картинки коммерческих сканов? За что вы заплатили?

Ещё больше удивитесь, если получится скачать к себе на комп, планшет или телефон любое понравившееся изображение с любой соцсети: размер файла измеряется буквально считанными килобайтами, а не мегабайтами. Представляете, теперь, как теряются «лишние» пиксели всех высоких и невысоких разрешений в ваших пабликах на страницах интернета?! Зачем платить за избыточные пиксели «высокого разрешения», если они неизбежно потеряются по пути к цели: публикации в соцсетях или отправки друзьям по почте и в мессенджерах? Помните, что главный вопрос оцифровки, если единственная цель — рассматривать фотографии на дисплеях и мониторах — качество, а не количество пикселей!

По поводу такого экспериментального сравнения, вам истерично возразят снобы-профессионалы и профаны-любители: «Да вы сперва распечатайте эти сканы на дорогом фотопринтере на дорогой специальной «фотобумаге» (кавычки от иронии!) и тогда сравните качество!» Стоп, уж коли собрались печатать, тогда зачем задорого оцифровывать вашу плёнку?!! Читайте далее.

Если всё же хотите получить больше, а ваша плёнка может гораздо больше, чем любая «цифра», поверьте, то для особенно удачных и исключительных снимков (как правило, таких «шедевров» не бывает много даже у профессионалов!) можете сделать более дорогие сканы (с большим, профессиональным разрешением – это уже вполне себе взрослая цифровая тема для последующей печати на дорогих цифровых фотопринтерах или для глянцевых журналов, или для творческой работы в дорогих графических редакторах, например, в Фотошопе), но вам-то это зачем, если не собираетесь утереть нос цифровикам, то есть тем кто снимает на цифровые фотоаппараты?!

Будет намного лучше и качественнее – напечатать снимки с ваших негативов самым что ни на есть аналоговым, то есть оптическим способом (это недорого, дешевле любого дорогого сканирования!) на настоящей аналоговой фотобумаге в местном фотоцентре или самостоятельно: за пару дней научим аналоговой печати с ваших плёнок — см. раздел «Услуги и цены».

Если у вас есть «аналог» (ваша фотоплёнка!), то не идите кривым путём «цифры», будет дорого и сложно. Гораздо проще и физически правильнее напечатать любые ваши аналоговые снимки аналоговым же путём! Во-первых, это, повторимся, намного дешевле любого «профессионального» и «полупрофессионального» сканирования с высоким разрешением. Во-вторых, ничто не мешает, если захотите, потом отсканировать любой аналоговый снимок с аналогового фотоотпечатка за копейки или бесплатно вполне себе хорошего разрешения или просто переснять бумажную фотографию на свой смартфон!

Прелесть такой оцифровки плёночных снимков в том, что с любых аналоговых отпечатков сканы сделать проще и дешевле на любом дешёвом офисном сканере не для плёнок, а для обычных бумажных документов — разрешение в 600 или, как минимум, 300 dpi (больше ваш глаз не разглядит без лупы) потянет любой офисный или домашний планшетный сканер — и качество их будет не в пример выше, чем на сканерах плёнки бюджетного, любительского диапазона! Переснять же фотографию на свой смартфон будет ещё проще! Если сами научитесь печатать свои снимки или воспользуетесь услугами фотопечати местного фотоцентра, то получите «полный и бескомпромиссный аналог» со всеми мыслимыми и немыслимыми «разрешениями» за очень небольшие деньги или почти бесплатно!

Лайфхак: хотите оцифровать вашу плёнку с высоким разрешением намного дешевле, чем «обычно»? Сканируйте не плёнку, а бумажные фотографии — аналоговые отпечатки с вашей плёнки (сравните стоимость бумажного отпечатки 10х15 на фотобумаге и скана с этого же кадра в фотоцентрах города) бумажную фотографию потом сможете самостоятельно отсканировать на любом офисном сканере или переснять на свой смартфон (именно так получено это изображение), для этого не нужен дорогой плёночный сканер!

Помните, что ваши 35-мм негативы технически, то есть в плане разрешения, вполне пригодны для полноценной печати в глянцевых журналах высокой полиграфии (если только фотографировали не на мыльницу с пластмассовым «стеклом»). Но даже если не планируете работать с издательствами, фотографируете исключительно для себя и друзей на простейшую камеру, кто знает, какую ценность обретут ваши плёночные снимки лет через 25-30, например, (погуглите про историю с Вивиан Майер, например) сохраните ваши плёнки, не пожалеете, точно! Для вас, ваших родных и близких через пару-тройку десятилетий и больше, плёнка станет бесценным аналоговым носителем, которая идеально не только сохранит изображения, моменты и сюжеты далёкого прошлого, но и позволит сделать идеальные копии любого формата и разрешения. Именно в этом сила аналоговой фотографии и её безусловное преимущество перед «цифрой»!

Насчёт разрешения, пикселей/точек на дюйм, и вообще качества снимков на плёнке, то не забывайте, что плёнка в 35 мм без малого столетие была стандартом в кинотеатрах, проекторы которых проецировали изображение с плёнки 35 мм на большой экран кинозала! Да-да, вашу плёнку без проблем можно проецировать на большой экран кинотеатра без потери технического качества. Именно технического, а не художественного, художество — HANDMADE ART — целиком на вашей стороне.

Развивайте свой вкус и профессионализм, не заморачиваясь о технической стороне, плёнка сама по себе без ваших творческих усилий не сделает из вас художников, но она оставит далеко позади всех «цифровиков» с их дорогими мегапикселями на их мусорных RAW-файлах, в которых они уже давно запутались и не вспомнят, где что лежит. А плёнки, если вы их не выбросили по недомыслию и неопытности — вот они-то, много места не займут на полке. После сканирования положите их подальше в сухое, тёмное место и забудьте про них, пока время не придёт.

Про аналоговую оптическую печать читайте здесь и напишем ещё, а пока пожелаем успехов в освоении плёнки и её оцифровке для публикации в соцсетях, посетите наши паблики в интернете!

В сухом остатке, резюме для тех, у кого до сих пор каша в голове: отсняли плёнку и перед тем, как отдать на проявку, поинтересуйтесь сколько будет стоить её последующее сканирование. Если дороже, чем 50 руб. за плёнку, то приходите к нам. Когда увидите, что у вас получилось на своём компе или телефоне, тогда примете решение, что делать дальше с вашими снимками: достойны ли они «большой» фотографии и, соответсвенно, дальнейших затрат прямо сейчас или лучше подождать пару-тройку десятилетий, когда их архивная ценность вырастет «до небес» (даже не сомневайтесь в этом!), когда те или то, кто или что изображён на вашей плёнке канет в вечность, время, увы, не щадит никого, после вас останутся только ваши плёнки, если сами не выбросите их.

Postscriptum: Какое бы не выбрали сканирование, не вздумайте выбрасывать вашу плёнку после оцифровки, как делают многие несмышлёныши по незнанию! В отличие от цифровых файлов, которые вы вряд ли найдёте, если вспомните про них через 10-15 лет, хотя бы (не говоря о десятилетиях!), плёнка останется и она вас точно переживёт, если не выбросите беспечно в мусорную корзину. Но любые отпечатки с ваших негативов через некоторое время и, тем более, на закате вашей жизни или после неё — хоть аналоговые, хоть цифровые — станут дороже золота! Помните, что 35-мм негативы вполне пригодны для полноценной печати в глянцевых журналах высокой полиграфии, при этом много места они не занимают, им не нужны облачные хранилища и террабайты пространства на дорогих дисках, которые отнюдь не вечны, вопреки распространённому заблуждению…

Институт труда, фотошкола-2021, проект ФЭД

(с) Автор этой публикации (впрочем, как и всех остальных на этом сайте!) — Марат Байгереев (в первый раз проявил свою плёнку в 1979 г.)