Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Часть III

Кто умеет фотографировать на ФЭДы и Зениты, сможет щёлкать на чём угодно. Пользователи старых Зенитов (настоящие, практикующие пользователи) не могут не вызывать уважение, так как на фоне зелёных юзеров невесомых пластмассовых мыльниц и гламурных автоматов — это, без преувеличения люди «большой» фотографии и бескомпромиссной механики. Продолжаем тему о советской и зарубежной фототехнике.

Как-то на ютубе попался англоязычный видеролик, в котором автор-иностранец очень точно сравнил наши Зениты с советскими танками: такие же железные, тяжёлые и брутальные, без излишеств, не для неженок.

Оставим лирику о том, что на Зенитах выросли миллионы и миллионы советских и, хотя и в меньших количествах, иностранных (экспортировался в 74 страны, если верить Википедии) фотолюбителей и профессионалов. Эта техника уже не была дешёвой, её просто так, мимоходом было не купить, но цены на неё не были заоблачными. Количество Зенитов на рынке старых фотоаппаратов преобладает, что красноречиво свидетельствует о доступности в годы СССР этих «гаджетов» среднестатистическому советскому фотолюбителю: цена 100 (+/- 15, в зависимости от модели и комплектации дорогим/недорогим объективом) советских рублей — не были непосильной суммой для семьи фотолюбителя.

И это — про исправные, полностью рабочие аппараты. Сравните их количество с предложениями «продам на запчасти», чтобы иметь представление о качестве техники, вопреки распространённому мифу о её, якобы, ненадёжности. Тем более, если учесть, что в большинстве своём фотоаппараты ломаются не в процессе эксплуатации их владельцами, а некомпетентным вмешательством «шаловливых ручек» любопытных детей-подростков в конструкцию механизмов. Вспомните хотя бы себя в детстве?!

Итак, фотоаппарат Зенит (он же Зенит С, Zenit E, Зенит ЕТ, Zenit TTL, Zenit 122 и т.д.) — огромное количество разных моделей, модификаций и видов, выпускавшихся Красногорским механическим заводом и Белорусским оптико-механическим объединением бывшего СССР. От модели и модификации именно вашего Зенита зависит, при общей принципиальной схожести, конструктивные особенности механизмов конкретно вашего аппарата. Поэтому не поленитесь изучить, перед тем, как использовать, его особенности, найдите инструкцию в интернете к вашему фотоаппарату и информацию о нюансах именно вашего девайса.

Знание работы механизмов именно вашей модели позволит избежать досадных проблем с перемоткой плёнки, например, так как большинство распространённых мифов о том, что советские фотоаппараты (это касается не только зенитов!) якобы рвут плёнку, исходят от некомпетентных и рукож-пых юзеров, которые вместо того, чтобы разобраться в сложной механике, не составили себе труда почитать инструкцию, а просто тупо крутили или нажимали со всей дури на колёсики или рычажки, преодолевая сопротивление «застрявшего вдруг» механизма.

Зениты все были разные, в модификациях одной и той же модели 80-х гг. и 90-х гг. механизмы обратной перемотка плёнки Зенит ЕТ, например, существенно различались, как и различались конструкции на первый взгляд одинаковых внешне аппаратов — переверните их и обратите внимание на логотип производителя: белорусский аист или красногорская призма с преломленной стрелкой изображены на дне (на некоторых зенитах аист — слева от видоискателя) — помню, что этот знак имел существенное значение среди пользователей зенитов в годы их массового производства, изделия КМЗ, почему-то, ценились больше. Хотя ни один из белорусских зенитов меня ни разу не подвёл, несмотря на возраст.

На протяжении десятилетий советские инженеры не могли не вносить те или иные конструктивные изменения в механику производимых девайсов. Поэтому перед тем, как зарядить плёнку, обязательно убедитесь в правильности понимания конструктивных особенностей механизмов именно вашего аппарата, не поленитесь, откройте крышку и проверьте: после того, как повернули и утопили кнопку спуска для обратной перемотки, осторожно покрутите вал с зубчатыми колёсиками, которые будут цеплять плёнку за перфорацию — он должен без усилий свободно крутиться в обе стороны (тем более назад, влево!), иначе неизбежно порвёте хрупкую перфорацию плёнки, как показано на картинках выше, и после этого будете жаловаться всем, что «фотоаппарат порвал вам плёнку»…

Во времена СССР культура общения с техникой была другой, нежели сейчас: перед тем, как использовать любой сложный агрегат принято было читать инструкции (благо они были краткими и в картинках) и разобраться с техникой, а не нажимать на все кнопки подряд и крутить что-попало, как это делает молодёжь сейчас, разбалованная «интуитивно понятными интерфейсами» производителей одноразовой техники.

Несовершеннолетним не смотреть! 18+ )) Зениты ЕТ разные были, в модификациях 80-х гг. и 90-х гг. обратная перемотка плёнки различалась. Сперва, прежде, чем зарядить плёнку, откройте крышку (как на видео) и убедитесь, что после того, как повернули и утопили кнопку, осторожно покрутите вал с зубчатыми колёсиками, он должен без усилий крутиться в обе стороны (тем более назад, влево!) свободно, иначе неизбежно порвёте перфорацию плёнки при перемотке, как было показано на картинках выше.

Зениты выгодно отличались своей оптикой и зеркальным механизмом визирования через объектив. Резьба крепления объектива к фотоаппарату М42 позволяет использовать широкий парк отечественной и зарубежной оптики. Именно объективы — как родные-штатные, «китовые», так и покупные нештатные Гелиосы и Индустары обеспечивали и до сих пор обеспечивают популярность зенитов тогда и сегодня.

Дешёвые китайские переходники на резьбе М42 под байонеты (место крепления) практически любого современного цифрового фотоаппарата позволяют использовать непревзойдённую по соотношению цена/качество советскую оптику, из-за которой, собственно, Зениты и покупают рукож-пые юнцы-молокососы (с захоронением бедной «тушки», и для которых скупают их барыги-спекулянты у наивных граждан, убивая эти аппараты окончательно!), не умеющие обращаться с суровой механикой бескомпромиссных аналоговых ретро-аппаратов.

Потом эти же бестолковые юнцы, наигравшись с дешёвым советским «ретро-стеклом» и поняв, что сложная железная механика и оптика из тяжёлого настоящего стекла не сделает их фотографами, их снимки как были кривыми и косыми как их руки и глаза, так и остались таковыми, никакого чуда не произошло, пытаются продать неподатливую «игрушку» по той же цене, а то и дороже! Вы встретите огромное количество предложений этих прыщавых юзеров «продам Зенит без объектива на запчасти» или что-то вроде того… Вот, кто настоящие могильщики советской механики, подогревающие спекулятивный спрос и убивающие её своей рукож-постью. Объективам от зенитов немногим больше «повезло» — кавычки от массы предложений тех же прыщавых недоумков, наколхозивших с «прыгалками» этих почтенных стёкол своими кривыми ручонками, торчащими из того же самого места, что и они сами.

Объективы Гелиосы и Индустары, действительно, чертовски хороши, за 1000-1500 рублей (менее, чем за $15-20) вы не найдёте на мировом рынке ничего подобного! Дороже брать не стоит (2000 рублей, если новый товар в родной заводской упаковке из «складских запасов», встречаются такие!), торгуйтесь или не спешите с покупкой, если продавец не адекватный, вы всегда найдёте подходящее предложение в этом диапазоне цен! Причём это касается цен на объективы вместе с самим Зенитом!

В августе-сентябре 2020 г. я купил все свои «новые» зениты вместе с родными объективами для сравнительных тестов: Зениты Е и ЕТ с объективами Helios 44-2 и Индустар 61 Л/З-МС по цене 1500 рублей за каждый и чёрный олимпийский Zenit TTL с Helios 44М за 2000 рублей в родном чехле из чистой кожи и рабочим TTL-экспонометром. Всего за 1 тыс. рублей были мной лично приобретены для нашей фотошколы в Иркутске Зенит-Е с «блинчиком» Industar-50-2 3.5/50 и чёрный Зенит ЕТ со штатным Helios-44M-5 с такой же «прыгающей» диафрагмой как у модели «TTL», да ещё с работающим селеновым экспонометром, что редкость в наше время. Ищите объявления адекватных продавцов, обязательно найдёте интересные предложения!

Общие рекомендации при покупке — те же, что для ФЭДов (читай предыдущую публикацию): внешний вид, чистота стёкол и исправность оптики, целостность матерчатых шторок затвора (на просвет проверить сложнее, так как помешает зеркало), бодрые и мелодичные щелчки механизма на всех выдержках (характерные, имитируемые смартфонами щелчки зеркальной классики!): их не много от 1/30 до 1/500 секунды и ручная «В».

Фотографировать на Зенит проще простого, если не умеете, то научитесь быстро. То, что шкала выдержек по-спартански ограничена — обеспечивало лёгкий переход на эти солидные аппараты с дешёвых Смен вчерашним школьникам, так как легко запомнить и подобрать оптимальные экспопары, выбор не велик: почитайте первую часть статьи ещё раз, в том месте, где про выдержки и диафрагму. Вспомните рисунки-подсказки для начинающих фотографов: короткие выдержки — 1/250 и 1/125 секунды — для съёмок днём, когда «ясно» или «облачно», тогда как в «пасмурную» и «дождливую» — более длинные выдержки в 1/60 и 1/30 секунды. Максимально короткая выдержка на Зенитах — 1/500 сек. — для хорошо освещённых объектов на солнце.

Ещё более, чем у ФЭДов светосильный объектив обеспечивал вполне удовлетворительную для начинающего фотографа художественную портретную или предметную съёмку на открытых диафрагмах (F:2-2,8) при максимально короткой в 1/500 секунды выдержке. Этого вполне хватало для любительской съёмки на плёнки с невысокой в те времена светочувствительностью, как правило, ГОСТ 64/65, а то и того меньше.

Снимать на зеркалки одно удовольствие: откройте полностью диафрагму (поверните шкалу на объективе до минимального значения, например, F:2 на гелиосах) и наведите резкость на искомый предмет в видоискателе, увидите, как всё остальное, кроме того, что вы навели на резкость, плавно размылось в художественное «боке». Например, на главной фотоиллюстрации к этой статье (см. в самом верху) в зоне резкости — лишь первая и частично вторая буква из названия «ZENIT» получена таким способом — полностью открытая диафрагма светосильного объектива на короткой выдержке.

И сейчас Зенит со штатным Гелиосом — очень хороший аппарат за небольшие деньги и по соотношению цена/качество, пожалуй, лучшее предложение для тех, кто учится снимать на плёнку. Не бойтесь, попробуйте брутальную бескомпромиссную механику, почувствуйте вес стекла и железа, пружинистую силу аналоговой фотографии, выделитесь среди толпы хипстеров с их гламурными невесомыми, пустыми, пластмассовыми мыльницами!

Рекомендуем обратить внимание на флагманский Zenit-TTL в шикарном натурально-кожаном чехле с металической окантовкой и на более лёгкий Zenit-122 в чехле попроще («обычные» зениты в массе своей комплектовались весьма простыми и довольно неуклюжими кирзовыми кофрами-чехлами). Встроенный экспонометр, работающий от маленькой батарейки (они есть везде в продаже и хватает их надолго), покажет стрелкой или огоньком в видоискателе правильно ли подобрали экспопару.

Для проверки фотоэкспонометра надо покрутить колесо-крутилку (вверху слева от вас) со значениями ГОСТ/ISO или (ГОСТ-ASA/DIN) на нужное значение, соответсвующее ИСО вашей плёнки, потом посмотреть в видоискатель и направить фотоаппарат на темные и светлые (например солнце или лампа) участки — стрелка будет отклоняться соответсвенно вниз и вверх на Zenit-TTL или будут загораться красные вверху и внизу и белая по середине светодиоды на Zenit-122 .

Увидете стрелку посередине или белый огонёк — экспозиция правильная. Если отклонение стрелки вверх (в сторону «+» или красненький огонёк вверху, присмотритесь внимательно), то света слишком много для ISO (ГОСТ-ASA/DIN) вашей плёнки, значит надо уменьшить выдержку или прикрыть отверстие диафрагмы (т.е. повернуть кольцо на объективе в сторону большего числа F), если стрелка ушла вниз (в сторону «-» или красный огонёк внизу), значит плёнке не хватает света, надо увеличить отверстие диафрагмы (уменьшить число F) или увеличить выдержку: поверните круглое колёсико и выберите более длинную. Очень просто!

Ещё проще для освоения Zenit-122, но уже без ретро-шарма: больше пластмассы, чехол матерчатый и такой же матерчатый, но широкий, плотный ремень с фирменной надписью, что уже поинтереснее, чем на старых бюджетных зенитах с узеньким ремнём в несколько неуклюжем (как будто в разных местах купили!), но достаточно крепком кирзовом чехле-кофре. Помимо экспонометра, работающего от 2-х маленьких батареек (есть в продаже и недорого), через призму этого Зенита можно увидеть «клинья Додена» — крутой «прицел» в видоискателе для наведения резкости. Вобщем всё «продвинуто», но это уже не СССР, а «made in russia» начала-середины 90-х. Всё это перечисленное добро я лично купил (точнее сторговал в те времена!) за небольшие 1500 рублей. Да-да 1,5 тыс. руб. за полностью рабочий аппарат с рабочим экспонометром (там три цветных индикатора светятся почти как в японских моделях!) и рабочим HELIOS-44M-4 MC с «прыгалкой». Назначайте реальную цену, друзья, рынок массовых советских фотоаппаратов — это, повторюсь, рынок покупателя, а не продавца!

Если освоите механику аналоговой фотографии (для этого надо набраться терпения и чуточку потренироваться, приходите, научим быстро!), то станете по крайней мере с технической стороны на голову выше любого цифровика-любителя с их дорогущими цифровыми «полнокадровыми» зеркалками-беззеркалками. За малые деньги вы становитесь обладателем технического потенциала снимков, физически недоступной большинству серийных матриц. За малые деньги вы оставите далеко позади всех цифровиков с их мегапикселями! Вспомните хотя-бы, какую картинку проецирует на большой экран кинотеатра кинопроектор с «узкой» 35-мм плёнки и, если ещё не читали статью «Тарантино: “Магия кино – это серия фотографий на 35-мм плёнке”, то рекомендую почитать.

За малые ли деньги?! Знаю-знаю, жадные барыги-старьёвщики и тупицы-невежды могут не уступить и безмозгло (помните, что таких «раритетов» СССР выпустил тоннами!) настаивать на своей неадекватной цене. Оставьте их и дальше ждать простаков, за те же самые деньги, которые они бессовестно просят в призрачной надежде поживиться на советском фотопроме, вы найдёте огромное предложение японской и немецкой (если это, конечно, не Лейки!) чудо-техники — на различных торговых интернет-площадках (не в магазинах!) найдёте вполне рабочие винтажные Никоны, Кэноны, Олимпусы и Практики.

Всего за 2-5 тысяч российских рублей можно найти рабочие «тушки» (body — фотоаппарат без объектива) плёночных никонов и кэнонов. За ту же цену — огромное предложение японских (честных Made in Japan, между прочим) мануальных объективов к ним (а то и вместе с вполне исправным, рабочим аппаратом!). Если у вас уже есть «японская» (Made in Thailand или China) цифровая зеркалка со сменной оптикой, то выбирайте ту же фирму из плёночной эпохи — ваши объективы подойдут и к старым «тушкам». Так что, если вас пугает механическая строптивость советской мануальной техники, то рекомендую не заморачиваться, а сразу перейти к выбору автоматических японских (реально японских! Made in Japan) плёночных камер — они технологически совершеннее, с «интуитивно понятными интерфейсами» и технически безупречнее ваших нынешних «цифр»: это вам не Тайланд или Китай.

…и они не «порвут» вам плёнку, как бы вы ни старались, там есть «защита от дурака», в отличие от зенитов, которые не были рассчитаны на дураков!

В октябре 2020 г. я купил рабочий Nikon F-301 с джентельменским набором функций для продвинутой съёмки всего за 2 тыс. рублей (не бойтесь пользоваться службой доставки с гарантиями возврата средств — все известные сайты частных объявлений работают с гарантиями доставки и возврата!) и за столько же — мануальный винтажный зум Tamron 35-70 CF Macro к нему, а в декабре 2020 г. удачно купил в Иркутске (по просьбе товарища из Новосибирска) Nikon FM-10 — идеальная лёгкая механическая камера для новичков с удобным фотоэкспонометром (прям, как у Zenit-TTL или 122, только ярче, с разноцветной подсветкой) — всего за 3 тысячи! Периодически вижу в объявлениях Пентаксы-споматик за 5-7 тысяч р. уже с объективом — отличное решение для обладателей Гелиосов и Индустаров — т.к. резьба М42 позволяет их использовать на споматиках без ограничений. Учитесь снимать на механику, друзья, приходите к нам на обучение.

Хорошее, благородное соседство! Хоть они и ровесники, сравнивать их не корректно: механика Nikon F-301 работает от батареек (обычных «пальчиковых» — можно недорого купить везде, что делает аппарат, практически, «энергонезависимым») и это уже по большей части — электронно-механический фотоаппарат середины 80-х …и совсем другая история, как-нибудь напишу!

Технологическое совершенство и инновации — не конёк советских фотоаппаратов, у них было другое предназначение: удовлетворить ВСЕХ желающих научиться фотографировать за небольшие деньги, и СССР выполнил эту сверхзадачу на отлично и до сих пор, посмертно, продолжает её выполнять на зло спекулянтам-старьёвщикам! Кстати, поинтересуйтесь, сколько стоили японские фотоаппараты тех времён в любительском и полупрофессиональном сегменте, офигеете, особенно, если учесть поправку на инфляцию и покупательную способность среднего класса тех времён! Сразу станет понятно, почему экспортные «Made in USSR» зениты не залёживались на полках в Великобритании, например.

Чтобы разобраться, наконец, в этом вопросе, рекомендую публикацию «Мифы о советской и зарубежной фототехнике». Не стоит переплачивать спекулянтам за советский «винтаж», это никакие не «раритеты».

Марат Байгереев, Школа анлоговой фотографии в Иркутске

Фотоаппараты СССР: фрагмент видео с канала «Плохой сигнал» https://youtu.be/0AVzQBc5ltA