Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Часть II

Пришла пора «большой», взрослой фотографии! Решили, всё-таки, научиться фотографировать не по-детски, не «как все» фото-дилетанты на смартфонах и мыльницах, выкладывающих свои одноразовые пустые картинки в соцсети? Тогда добро пожаловать в мир серьёзной фотографии и, соответсвенно, настоящей фототехники, пусть пока не профессионального, но уж точно продвинутого уровня. На обзоре — самые массовые и распространённые после Смен, не менее легендарные примеры народной фотоиндустрии с гравировкой «Сделано в СССР»: Зениты и ФЭДы. О Сменах, точнее — о Смене-8М — речь была в предыдущей статье из цикла просветительских публикаций о советской и зарубежной фототехнике.

Фотоаппараты ФЭД. Феликс Эдмундович Дзержинский, именем которого (инициалы в названии) назвали завод, выпускавший эти славные камеры, основавший на заре Советской власти ЧК/НКВД, не зря беспощадно расстреливал барыг и спекулянтов, потомки которых сегодня даже название фотоаппарата написать правильно в своём объявлении о продаже не в состоянии. Им невдомёк, что их фЕды по цене предложения, близкой к японским тушкам («тушка», кто не знает — это камера без объектива — body), также выпускались миллионными тиражами, были в каждом фотоотделе промтоварного магазина, занимая нишу фотоаппаратов пока ещё вполне бюджетного диапазона, то есть мимоходом уже не купишь, но подкопить — легко.

«Бюджетно» — это когда покупка не сильно критично для бюджета семьи. Стоимость этих фотоаппаратов была сопоставима с пенсией стариков, стипендией студентов-отличников и была ниже средней зарплаты среднестатистического трудяги того времени. Стоили они, конечно же дороже Смен, но дешевле Зенитов. Вот вам и ориентир для ценообразования советского периода.

Это — уже более сложная механика — первые, довоенные ФЭДы были копиями немецких Леек и с годами в отличие от Леек их дизайн не сильно менялся. Фотоаппарат дальномерный, то есть наводка на резкость осуществляется путём совмещения изображения в метке встроенного оптического дальномера с тем, что видишь в видоискателе. Давольно забавно, уже за одно это его стоит приобрести.

Серьёзность фотоаппарата характеризует сменная оптика, хотя это не про ФЭДы, хоть и резьба М39 позволяет накрутить вместо штатных («китовых» как принято сейчас говорить) полтинников И-61 более интересные и светосильные, например, Юпитеры от других аппаратов с такой же резьбой (экспериментировать рекомендую с пониманием результата), я что-то не слышал в годы выпуска ФЭДов про «парк сменной оптики» для него.

Но оставим эту иронию, китового, штатного объектива вполне хватает для вполне себе художественных снимков, если снимать умеючи. Его справедливая, адекватная цена сегодня — 500 руб. для ФЭД-3 и 750 руб. для разновидностей ФЭД-5. Оба моих фотоаппарата этой марки были куплены именно по этим ценам в августе-сентябре 2020 г. Не стесняйтесь торговаться, адекватный продавец, обязательно уступит! Более старые экземпляры, например ФЭД-2, покупать можно только если вы — коллекционер и поклонник старых фотоаппаратов «на полку», так как рабочим такое старьё, даже если в нём что-то крутится и щёлкает, будет весьма условно и вот почему.

Шторки затвора и у ФЭДов и у Зенитов матерчатые и, хоть сделаны из прочного шёлка, неизбежно стареют и изнашиваются до их непригодности, даже если механизм худо-бедно ещё работает. Первое, что надо сделать после внешнего осмотра (камера должна вам понравиться сразу, если нет — воздержитесь от покупки) — это открутить объектив (напомню, он на резьбе, откручивайте против часовой стрелки смело, не бойтесь!) и снять заднюю (другой нет у фотоаппарата)) крышку: внизу пара изящных крутилок-замков как у первых немецких довоенных леек!

Посмотрите с умным видом каков он внутри (пыли быть не должно!), без крышки и проверьте шторку. Взведите затвор и щёлкните, нажав кнопку спуска (единственная, рядом с рычажком взвода затвора), увидите как шторка передвинулась вслед за рычажком и при приятном на слух щелчке после нажатия кнопки вернулась назад.

ФЭД-5с и ФЭД-3 (справа) со снятой крышкой. Механизм затвора со шторками у обоих аппаратов одинаковый. Обратите внимание на кожаный футляр — он великолепен!

Осталось проверить как аппарат отрабатывает выдержки. У ФЭДов круглый рычажок выдержек с надписями В (ручная) и от 1 до 500 (т.е. 1 секунда — 1/500 секунды) устанавливается только после взвода затвора, будьте внимательны, не сломайте старенький механизм! Взведите курок (рычаг затвора), осторожно, без усилий потяните круглый рычажок вверх и аккуратно крутаните стрелку до всех значений по-очереди, щёлкая кнопкой спуска. Особенность ФЭДов ещё в том, что выдержка 1/30 секунды (значение «30») — крутится не по-порядку, а после «В». Помните, что никаких усилий, всё должно быть мягко и без насилия над механизмом почтенного возраста!

По тому, как бодро и приятно на слух щёлкает затвор, определите исправность механики и не забывайте смотреть на шторку (поэтому крышку не закрывайте во время проверки!), как адекватно она в паре с затвором реагирует на длительность выдержки. Всё просто: наблюдайте внимательно и слушайте музыку камеры, она — звук, мелодия исправного механизма — должна вам понравиться, за 500-750 рублей исправную камеру надо брать, торгуйтесь и если жадный продавец не уступает, то ваш выбор — Зениты!

Вот и вся премудрость, повторюсь, выбирайте наиболее вероятно рабочие ФЭД-3 и ФЭД-5. Посмотрите, на ютубе полно роликов про них. Не заморачивайтесь про то, работает ли «автоматический» счётчик кадров или встроенный фотоэкспонометр на ФЭД-5с, скорее всего не работает (для работы камеры это не критично, но поможет аргументированно сбить цену), главное — сохранность объектива (чистота линз и рабочий механизм диафрагмы — покрутите колёсико на объективе) и затвор выдержек, вместе со шторками — самым слабым звеном, который не щадит время.

Ещё лучше, если перед покупкой придёте к нам и «погоняете» фотоаппарат на «тест-драйве» — это специальный сервис для любителей плёнки и плёночного ретро. Выберите ФЭД-5, Киев-4 или Зенит (ЕТ или 122), зарядите в него нашу плёнку и возьмите поснимать на пару дней или недельку-другую, проверите в деле, если снимки понравятся, то за разумные деньги оставите себе! В меню «Тесты» зайдите в раздел «тест-драйв» или посмотрите ценовые предложения в меню «Услуги и цены» (…прокат техники…)

Сильная сторона ФЭДов и их преимущество перед Зенитами, например, это — шкала длинных выдержек. Секунда, полсекунды, четверть, 1/8 секунды — хороши для плёнок с очень низкой светочувствительностью, особенно, при недостатке освещения, таких выдержек нет ни у Зенитов, ни у Смен. Чем ниже чувствительность плёнки (измеряется в ISO), тем она дешевле. Любой фотоматериал со временем неизбежно теряет свою светочувствительность и старую плёнку, например, можно приобрести очень дёшево или даже получить даром с покупкой какого-нибудь фото-старья, хотя не советую тратить время и химию на очень старые, безнадёжные фотоматериалы (об этом, читай «Привет из прошлого века…«), тем более, что барыги-старьёвщики и просрочку пытаются впарить неискушённым фотолюбителям по цене новой, будьте внимательны.

Если хотите поэкспериментировать со старыми плёнками, то приходите к нам, у нас такие плёнки проверены!

ФЭД хорош для добросовестно проверенной просрочки, т.е. для плёнки с экспериментально точно установленным ISO, например многие киношные плёнки, давно снятые с производства и потерявшие номинальную светочувствительность вполне пригодны для фотографии после тестов теми, кто ею добросовестно торгует. Добросовестный торговец обязательно укажет реальное ISO своих плёнок после тестирования и назначит адекватную цену!

Как правило, реальное ISO у таких плёнок редко превышает значений 25-50, но для художественных фотосессий при дневном свете они очень даже хороши: на открытой диафрагме (покрутите кольцо на объективе и установите её минимальное значение F: «2» на Юпитере или «2,8» на штатном И-61) и снимайте себе портреты или предметы на здоровье на вполне приемлемых для съёмки с рук выдержках, только попросите модель замереть на миг! О том, как технически правильно фотографировать — чуть позже, здесь лишь посмотрите примеры снимков на такую плёнку на аппараты ФЭД и обратите внимание на параметры экспозиции — F и S — диафрагма и выдержка.

Перейдём к Зенитам? Это — красавцы! И не только потому, что после «Смены-8м» я купил на заработанные на школьных каникулах деньги в 1983 г. — 105 полновесных советских рублей — «Зенит-Е» с бесподобным Гелиосом 44-2. Это — вполне серьёзные, уже «недетские» аппараты с обалденными штатными («китовыми») объективами для полноценной большой фотографии, проверенные миллионами фотографов не только бывшего СССР, но и зарубежом. Зениты активно экспортировались в другие страны, включая Великобританию, занимая там свою нишу на перенасыщенном японцами и немцами рынке. Продавались, а не пылились на полках в ожидании богатого покупателя! Это о многом говорит.

И продавались десятками миллионов, поэтому не стесняйтесь торговаться — 1000-1500 или максимум 2000 рублей (ну, хорошо, 2500 руб., если вам так сильно понравилась принадлежность к олимпийской серии, наконец) в зависимости от состояния модели и комплектации — реальная справедливая цена за полностью исправный экземпляр с родным штатным Гелиосом, если аппарат очень вам понравился. Помните, что их десятки и десятки миллионов и не иссякают запасы этих винтажных «раритетов» (в кавычки беру это слово!) из чердаков и чуланов их бывших владельце и их наследников! За 1,5 тысячи сломаете любого, даже самого жадного продавца-старьёвщика, уставшего уже который месяц ждать своего покупателя. Их много, ну очень много, буквально, тонны и тонны железа и пластмассы на вторичке, потому, что безумное количество (как и ФЭДов, Смен и Вилий) на руках у тех, которые не умеют, не знают или устали (не всем дано!) ими пользоваться.

Надо поблагодарить и поклониться родному СССР за то, что обеспечил с избытком инструментами фотолюбительства всех, кто хотел этим заняться, ассортиментом на любой кошелёк и в любое время (подробнее об этом читай в статье «Мифы о советской и зарубежной фототехнике»). Что-то не слышал я про дефицит доступных по цене фототоваров и не видел пустые полки в ту эпоху…

<продолжение следует…>