Ещё раз про «мыльницы» или «почему плёнка так плохо получилась?»

Продолжаем писать для многочисленных обладателей плёночных «мыльниц». Для тех кто не читал первую статью этого цикла, рекомендуем начать с неё: «Что не так с вашей «мыльницей» или как она работает?». В ней говорится об устройствах «мыльниц», о плёнках, ИСО (iso) которых годятся для них и, кратко, как они «видят» или не «видят» свет, точнее — свет на солнце, в пасмурную погоду и в тени. Продолжим эту тему.

Основная характеристика всех мыльниц — простота управления и малюсенькое окошко объектива. Снимать на неё также легко как и на свой смартфон: «чик» и всё! Но в отличие от вашей «мыльницы», смартфон моментально обработает изображение, пропустив его через свой процессор, встроенная в него программа фотографирования выжмет максимально даже из самого тёмного и «провального» кадра и выдаст вам на экран практически стерильный результат, вселив в вас уверенность незаурядного «фотографа». Увы, «цифра» умеет искусно обманывать людей!

Но плёнка — не «цифра» и «мыльница» — не смартфон. Если вы сняли фигню, то фигню, по-честному, и получите после проявки и оцифровки вашей плёнки. Ну разве что если «подшаманить» сканы потом на «постпродакшене)), чтобы было не столь безобразно. Но эта, правда, уже другая, не аналоговая история — цифровая обработка изображений. Если снимали в темноте или полумраке, то «лишние» ИСО в плёнку никто не добавит)), в отличие от «умного» смартфона, который «сам» подберёт светочувствительность электронной матрицы в зависимости от освещения.

Взгляните на объектив вашей «мыльницы» и сравните его с настоящими стёклами больших плёночных зеркалок. Как вы думаете сколько света пропускает малюсенький круглешок — «пинтхольная дырка» вашей «мыльницы» в сравнении с большими мультипросветлёнными линзами светосильных объективов серьёзных камер? Ответ — мало, очень мало! И не сравнивайте размеры «линзы» вашей мыльницы с размером хрусталиков вашего смартфона — они по-разному устроены, сделаны из совершенно разных материалов и фото-матрица, принимающая свет — это не эмульсия фотоплёнки.

У низкобюджетных «мыльниц» (а большинство — именно такие) даже стекла нет, в них маленькую пинтхольную дырочку закрывает выпуклый круглешок прозрачной пластмассы — дешёвое подобие «линзы». Это надо учитывать при выборе освещения.

Не устану повторять, что все плёнки любят свет — и низкочувствительные и с высокими ИСО. Они, буквально, питаются светом. Поэтому, фотографируя на плёнку, не оставляйте её голодной, на мыльнице «перекормить» плёнку сложно, если не будете снимать само солнце)) Если фотографируете на солнце в солнечную погоду — это идеально для мыльниц на любой плёнке, но как только зайдёте в тень, то для вас по-прежнему будет светло, а вот для плёнки в вашей мыльнице — уже не очень, и особенно чувствительны к таким перепадам освещения низкочувствительные плёнки с малым ИСО (50-100). Посмотрите примеры снимков на мыльницу с плёнкой ИСО100 в предыдущей публикации по этой теме.

Поэтому в тени лучше принудительно включать вспышку, если она не включается автоматически. Да и на солнце иногда полезно фотографировать на вспышку, особенно если снимаете портреты, чтобы смягчить резкие тени от солнца.

Все мыльницы рассчитаны на светочувствителые плёнки, поэтому раскошельтесь и не жалейте ИСО для вашей мыльницы, если хотите получить нормальные снимки с выпускного вечера или с памятных фотосессий. Чем выше ИСО, тем лучше!

Плёночные фотоаппараты определяют ИСО по DX-коду на кассете с плёнкой, благодаря металлическим контактам внутри отсека для кассеты, но некоторым простым механическим «мыльницам» ИСО надо задать вручную, для этого у них есть специальный переключатель ИСО на самом видном месте, не забудьте его переключить на требуемое ИСО сразу после зарядки плёнки! Зарядить плёнку в «мыльницы» с электроприводом легко: надо вставить кассету в отсек для неё (он у всех один, либо справа, либо слева и точно под размер кассеты, не промахнётесь) и вытянуть плёнку на приёмную катушку. Как только закроете крышку — фотоаппарат готов к работе! Если плёнка «сама» не передвинулась на 1-й кадр, то нажимаете кнопку спуска (она одна на всех фотоаппаратах, как правило самая большая) и плёнка передвинется на старт («S» на счётчике кадров) или на 1-й кадр.

Если фотоаппарат без электропривода, то зарядить плёнку надо вручную, если не знаете как, то воспользуйтесь нашими советами. Это не сложно! В таких фотоаппаратах надо каждый раз вручную перематывать плёнку на следующий кадр. И обязательно поинтересуйтесь как смотать плёнку обратно в кассету после того, как она закончится (плёнка перестанет крутиться!), ни в коем случае не открывайте крышку фотоаппарата пока не убедитесь, что плёнку полностью смотали назад в кассету, чтобы не засветить её и вообще не открывайте крышку во время фотографирования! Если что-то пошло не так, плёнка перестала крутиться, механизм заело и т.п., приносите ваш фотоаппарат вместе с плёнкой внутри к нам на проявку.

Если вдруг, случайно открыли крышку, а там внутри плёнка не смотана назад в катушку, то не отчаивайтесь: засвечен, только тот фрагмент плёнки, который на свету, то есть тот который виден, а всё остальное — то, что в кассете и то, что в рулоне на приёмной катушке вполне подлежит проявке без проблем. Закройте крышку фотоаппарата и продолжайте фотографировать, если плёнка ещё не кончилась, если кончилась смотайте назад в кассету, а если механизм заело или плёнка порвалась (и такое бывает!), то приносите на проявку вместе с фотоаппаратом.

Для обратной перемотки плёнки назад в кассету служит специальный переключатель (как правило внизу «мыльницы») или специальная ручка для обратной перемотки плёнки наверху «ручных» фотоаппаратов без электропривода, при этом такие «мыльницы» снабжаются ещё и маленькой кнопкой внизу — надо её нажать чтобы плёнка «пошла».

У этого фотоаппарата как и у многих «мыльниц» с электроприводом внизу (на дне) находится переключатель для обратной перемотки плёнки назад в кассету.

И держите линзы вашего фотоаппарата в чистоте — это касается всех объективов, но мыльницы к любой пыли и грязи особенно чувствительны, опять же, в силу малого размера их «линз». Вы можете не видеть следов от ваших пальцев на стекле, но плёнка «увидит» и получите бурые пятна и полосы на ваших снимках. Потом не удивляйтесь, почему драгоценная Портра или Эктар «так плохо получилась» и не вините лабораторию или мастера проявки, особенно если эти пятна повторяются из кадра в кадр! Именно в этом причина того, почему «раньше снимал(а) — было хорошо, а сейчас — плохо» :((

Итак, простые правила при съёмках на любую «мыльницу». 1) Выбирайте высокочувствительную (ИСО-400/500/800) или среднечувствительную (ИСО-200/250) плёнку. Низкочувствительные плёнки (ИСО 50/100) для «мыльниц» годятся, если снимаете днём на солнце или в тени со вспышкой. 2) Какую бы плёнку не выбрали, помните, что все плёнки любят свет, фотографируйте там, где светло. Если вечером или ночью, то старайтесь снимать при свете фонарей (это сработает только на плёнках с высоким ИСО), если в помещении, то обязательно со вспышкой и, опять же, возле окон или других источников света (не забудьте их включить!). В темноте, при слабом освещении или в полумраке вспышка даст вам «плоские» засвеченные/пересвеченные портреты — не ждите хороших кадров. 3) Следите за чистотой линз, если не хотите получить бурые пятна на фотографиях. Вот вам простые советы для «мыльниц».

И помните, что «снимает не камера, снимает фотограф (человек)» — если не читали нашу публикацию «Плёнка вам не цифра…» советуем прочитать, чтобы понять почему ваши снимки такие скучные и слабые. Сделайте шаг навстречу большой фотографии, освойте её основы и станьте Фотографами, наконец!

Успехов в освоении плёнки и переходите с ваших «мыльниц» на большие камеры с настоящими объективами!

Марат Байгереев, Школа Аналоговой фотографии, Иркутск 2023 г.

PostScriptum/Test-Drive. У нас можно недорого приобрести любую фотоплёнку и сразу отснять её на наших «мыльницах» или на более серьёзных фотоаппаратах в аренду (тест-драйвом), очень дёшево, если всего на пару дней (например, на выходные) или очень недорого, если на неделю. Никакого риска! «Погоняли» любой наш аппарат (см. меню «Тесты») и если понравится оставите себе за разумные деньги уже проверенным в деле. Всё что надо, это выбрать плёнку, которую мы поможем зарядить в любой из наших фотоаппаратов и всё, фотографируйте в своё удовольствие и приносите нам на проявку через пару дней или через неделю/месяц. Очень бюджетно и никакого риска!

Плёнка вам не «цифра»: свет и композиция в фотографии

«Снимает не камера, снимает фотограф (человек)»; — этот афоризм известен многим . Тот, кто видит мир особенно, не как все, тот и снимет особенно, не как все, причём на что угодно, хоть на телефон, хоть на «мыльницу», хоть на дорогущую беззеркалку с не менее дорогим «стеклом». Не цена фотоаппарата и его техническое совершенство делают фотошедевры, а умение фотографа. Это правда, точнее — очевидно… хотя в последнее время, с развитием технологий и искусственного интеллекта, стирающих грань между реальностью и виртуальным миром, это становится всё менее очевидным.

Популярность плёнки, кроме субъективных ощущений и «винилового» восприятия мира, во многом объясняется и тем, что она резко выделяет вас из толпы пользователей цифровых гаджетов, как раз, благодаря своей «фотографической индивидуальности» в противовес безликой цифровой стерильности и технической «правильности» остальных — цифровых фотографов. Современная цифровая фототехника уже не просто всё делает сама (определяет точную фотоэкспозицию, режимы съёмки и т.п.), то есть без участия фотографа, но и в купе с компьютерными технологиями сама (именно сама — компьютерная программа с нейронными фильтрами!) незаметно от фотографа дорабатывает ваши цифровые снимки. Незаметно так, что незадачливый «фотограф» и впрямь думает, что он крут и это лично «его» фотошедевр и именно он в производстве удачной картинки был главным!

Кому интересно, эта тема затронута в наших статьях «Искусственный интеллект и вымирающие профессии… включая фотографов?» и «Размышления о плёнке и о ценах в 2022…». Здесь лишь отметим, что и техническую и художественную сторону фотографии, как и многих других областей человеческой жизни, вполне посильно освоить постоянно развивающемуся искусственному, то есть нечеловеческому интеллекту, то есть «машине».

И пока «машина» ещё не вытеснила человека из мира искусства окончательно, давайте поразмыслим, что вас, именно вас, выделяет из толпы других. Чем фотографы отличаются друг от друга, Фотографы от других «фотографов» и других людей. Особенным видением мира? Тогда в чём эта особенность? Почему ваши фотографии такие скучные?

Любая фотография — это «правильный/неправильный» свет (не забываем, что в переводе на русский, фотография — буквально, светопись) и наличие или, что чаще встречается, отсутствие композиции. Именно правильно «пойманный» или «поставленный» свет и композиционные решения делают фотографию искусством, а «фотографа» Фотографом. В фотографии как и в любом искусстве нет единой формулы успеха или универсального «секрета» идеальной картинки. Но есть общие принципы и основы, следование которым выделят вашу картинку среди массы безликих и скучных любительских фоток — это, безусловно, свет и композиция.

Чтобы понимать свет, достаточно взглянуть на ваши многочисленные фотки критично, с позиции того как освещён объект съёмки. Выделить удачные и неудачные по свету снимки сложно, если они цифровые, так как над ними поработал процессор и встроенный в вашу камеру или телефон софт. Плёнка же сразу покажет ваши промахи, если она снята на аналоговую камеру или пусть на цифровую плёночную, но в ручном (manual) режиме. Именно по этой причине многие снимки начинающих плёночников такие неудачные и сразу разочаровывают многих своим очевидно низким качеством. Стоит ли винить плёнку, если вы получили еле различимые портреты, снятые против солнца, или тусклые, плоские снимки с вечеринки, полученные при полном игнорировании ИСО (iso), полагаясь на «автоматическую» мыльницу?

Помните, что все плёнки любят свет — и низкочувствительные и с высокими ИСО. Они, буквально, питаются светом. Поэтому, фотографируя на плёнку, не оставляйте её голодной, но и не перекармливайте! Почитайте или посмотрите видеоролики — их полно в интернете — про экспозицию и правильно поставленный свет, чтобы понять, что для фотографии важна даже не столько сила и яркость источника (источников) света, сколько то, как он светит (они светят) и где он или они расположены. Это особенно важно, если вы фотографируете на плёночные «мыльницы» без вмешательства в экспозицию, то есть у вас нет возможности менять параметры экспопар «выдержка/диафрагма». Хорошо, если вы помните светочувствительность (ИСО, iso) вашей плёнки и понимаете, где она «возьмёт», а где «нет», а не щёлкаете всё, что понравилось, как на свой сотовый! Плёнка вам не «цифра»))

Разобравшись со светом, перейдём к композиции. Эта дисциплина важна для всех, кто создаёт изображения, не только для плёночников, но для них — особенно, так как фотографировать на плёнку — занятие не из дешёвых — каждый кадр, буквально на вес даже не серебра в её эмульсии, а на вес золота, буквально: взвесьте один кадр плёнки и сопоставьте с таким же весом золота, может даже оказаться дороже. Потратить кучу денег на дорогущую плёнку, даже если сам плёночный фотоаппарат вам достался бесплатно или почти бесплатно, и нащёлкать на бесценную плёнку всякой ерунды, которую без труда можно получить на вашем телефоне — то ещё занятие по отсутствию всякого смысла в жизни! Композиция — это то, что наполняет, если не вашу жизнь, то, по крайней мере, ваши кадры хоть каким-то смыслом.

Потратьте всего 16 минут вашей жизни и посмотрите видео внизу, где автор кратко и наглядно показывает основы основ композиции. И пусть вас не смущает то, что речь в нём идёт о «киношной» композиции, сразу станет ясно почему в Голливуде «главный оператор» — это «Директор фотографии» — посмотрите внимательно титры ваших любимых голливудских фильмов! Станет ясно, как особое видение мира глазами мастеров «создания картинок» влияет на восприятие кинокартины в целом. Насколько важен правильно построенный кадр и каждая деталь «случайно» или не случайно в него попавшая. Наполните кадры вашей плёнки смыслом и время (а с ним и деньги) на неё затраченное не уйдёт впустую, а значит и в жизни станет чуть больше смысла. Плёнка — это вам не цифра!

После просмотра этого видео, посмотрите внимательно титры ваших любимых голливудских фильмов — найдите в них «Директора фотографии», успехов при просмотре!

И ещё один совет всем плёночникам. Учитесь чёрно-белой фотографии и цвет не будет отвлекать вас от суеты этого мира: правильный свет и правильная композиция — основы основ любой фотографии — легче освоить на чёрно-белых плёнках. «Монохромная графика честнее передаёт смыслы и суть этого мира, не позволяя отвлекаться на цветовой шум и мусор этого же мира. В этом — сила и притяжение чёрно-белой картинки. «Гравитация» света, если хотите»; — написал я как-то в более ранней публикации «Долой буйство красок! Да здравствует… одноцветная графика?». Почитайте её на досуге, она не для всех… как и сама плёнка))

Марат Байгерев, Школа аналоговой фотографии, Иркутск, октябрь 2023 г.

PostScriptum. На фотографии внизу кажется, что нарушено «правило третей», если не знать историю этого снимка, об этом читай в статье «История одной фотосессии или как лихо гелиосы крутят боке». Снимайте больше, снимайте чаще на плёнку, друзья! У нас в офисе найдёте плёнки на любой кошелёк, для обучения основам фотографии и получения очень хороших результатов, вовсе не нужна дорогая плёнка…

Фотоаппараты «Киев-4»

Они бесподобны! Приятно держать в руках, приятная тяжесть весомого аппарата, истинное качество немецких (понимающие знают о чём речь!) разработчиков и немецкое внимание к деталям. Дальномер идеален, нет слов. Эти фотоаппараты — с металлическим (ламельным) затвором в виде жалюзей — это вам не шёлковые шторки! Затвор отрабатывает выдержки до 1250/сек. — это вам не ФЭДы и Зениты!

Несмотря на возраст, даже спустя десятки лет пользования (пользования!) фотоаппараты «Киев» послевоенных лет не перестают трудиться и отрабатывать свои выдержки приятным на слух мягким щелчком волшебного затвора. А какие чехлы у них: натуральная кожа с металлической окантовкой и внутренней обшивкой из мягкой красной замши! Нет больше слов…

Эти фотоаппараты можно взять напрокат недорого, погонять недельку-другую, к ним подойдёт любая плёнка, как свежая так и просрочка! Кадры, снятые именно на этих аппаратах и на наших плёнках в сентябре этого года, размещены в нашей галлереи (внизу) и в соцсетях, обратите внимание на закрученное «по-гелиосовски» боке на некоторых снимках. Приходите, пользуйтесь, удовольствие гарантировано!

KODAK VISION3 250D/5207 производства США 2023 года уже в Иркутске!

«Зачем пытаться искусственно воспроизвести «плёночное» изображение, когда существует сама киноплёнка? Киноплёнка. Без компромиссов». Так указано в проспекте Кодак VISION3 250D/5207 — новая плёнка от Кодак, которая представляет собой «расширение линейки киноплёнок платфомы Vision3 и новый диапазон возможностей в производстве» кинофильмов».

Производитель утверждает: «Мы интегрировали впечатляющие характеристики, присущие цветной негативной киноплёнке Кодак VISION3 500Т, в новую среднечувствительную эмульсию, сбалансированную для съёмки при дневном освещении… Благодаря технологии эмульсий Kodak Vision3, киноплёнка VISION3 250D обладает удивительными характеристиками в областях экстремальных экспозиций…»

Фильм «Оппенгеймер», выпущенный в 2023 году режиссёром Кристофером Ноланом, был снят на эти две вышеуказанные плёнки (кроме чёрно-белых вставок, разумеется) — VISION3 500Т и VISION3 250D, также как «Дюнкерк» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды». На обе эти плёнки Квентин Тарантино снял свою «Омерзительную восьмёрку», а Мартин Скорсезе«Волк с Уоллстрита». Это лишь немногое из богатой «фильмографии» этих замечательных плёнок, на сайте “ShotOnWhat?” можете найти более полную информацию о том, на что сняты знаменитые фильмы, включая киноплёнку 250D/5207.

Тёмный рыцарь на плёнках Kodak Vision3 250D/5207 и 500Т/5219 — обе можно приобрести у нас в офисе!

Благодаря нашим партнёрам, 35-мм киноплёнку KODAK VISION3 250D/5207, произведённой в США в этом году уже можно приобрести в Иркутске! Киноплёнка расфасована в катушки 135 и готова для зарядки в любые фотоаппараты для 35-мм фотоплёнок. Приходите к нам, приобретайте ролики на любой кошелёк и снимайте в своё удовольствие, наслаждайтесь аналоговым миром и аналоговой фотографией: «Зачем пытаться искусственно воспроизвести «плёночное» изображение, когда существует сама киноплёнка? Киноплёнка. Без компромиссов».

Как и на других киноплёнках Кодак, после проявки вы увидите (если хорошее зрение или через лупу!) маркировку — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5207», далее — номер бобины (наша — 372 — см. фото) и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2023

PS. Рекомендуем нашу прошлогоднюю публикацию «Киноплёнка KODAK VISION3 250D/5207: это вам не «Gold» и даже не «Portra»!» , чтобы расширить горизонты восприятия этого мира аналоговым путём… :))

Любите плёнку, друзья, будьте аналоговыми!

Марат Байгерев, Школа аналоговой фотографии, Иркутск, 2023.

KODAK VISION3 250D для дневного света, а 500Т/5219 для искусственного?! Посмотрите видео профессиональных фотографов и перестаньте быть дилетантами/профанами в плёночном цвете! Обратите внимание когда (при каком освещении) картинка уходит в «синеву» или в «зелень»…

Как читать негативы или кто «виноват», что плёнка «плохо получилась»?

Плёнка, на которую вы обычно фотографируете — это, как правило, негативная цветная или черно-белая 35-мм плёнка. Негативная потому, что изображения на ней окрашены в противоположные цвета: чёрное становится белым, белое — чёрным на ЧБ-плёнке и то же самое на цветной — красное будет зелёным, зелёное — красным и т.д.

Во время сканирования или при фотопечати цвета негативов инвертируются в противоположные и всё становится на свои места: черное снова чёрным, белое — белым, красное — красным и т.д.

Большинство незадачливых плёночников бросают свои плёнки после сканирования в мусор или не забирают их после оцифровки «за ненадобностью», а зря! Во-первых никакие сканы не сравнятся по качеству с аналоговыми фотоотпечатками, которые вы захотите сделать потом (мало ли?) напрямую с плёнки, во-вторых, ваши негативы — плёнки — являются бесспорным подтверждением авторских прав на изображения, вдруг если (мало ли?) они возимеют ценность, а ценными (или даже бесценными!) они станут неизбежно со временем! Такое бывает, когда снимки неожиданно (или ожидаемо) стали представлять художественную, историческую, научную или архивную ценность для публикации: в жизни всё меняется со временем и то, что случайно или не случайно оказалось у вас в кадре, со временем (а плёнка при правильном хранении может сохранять изображения без потери качества многие десятилетия — она точно вас переживёт!) может стать буквально бесценной.

Ну и в третьих, негативы полезны с точки зрения анализа того, насколько вы «попали/не попали» в экспозицию, для оценки качества проявки, а также возможных проблем с самим фотоаппаратом: отснята не вся плёнка, на плёнке «какие-то пятна», пропуски кадров, полосы и царапины и т.п.

Обязательно заберите сразу после проявки вашу плёнку: добросовестные мастера или фотолаборатории сохранят её (в разумных по времени пределах, вряд ли полгода-год спустя после проявки вы найдёте ваши негативы, если не забрали их сразу!), если нет, то это повод для беспокойства. Если сразу после проявки (или хотя бы пару дней спустя, но не позже, никто не станет хранить ваши плёнки долго!) вам сказали, что плёнку «утилизировали», то, скорее всего, проявка была испорчена, добросовестному мастеру или лаборатории нечего скрывать от хозяина плёнки!

Качество проявки — это отдельная тема, требует специальной публикации (следите за обновлениями на нашем сайте!), но если кратко, то плёнка должна быть идеально чистой после проявки, без механических пятен и царапин, без разводов от капель и т.п. и при просмотре негативов на просвет вдоль перфорации должны быть отчётливо видны цифры и надписи заводской маркировки плёнки.

Идеально чистая, прозрачная плёнка с хорошо читаемой маркировкой — это бесспорное качество проявки! Если заводской маркировки нет, что бывает на некоторых киноплёнках (про киноплёнки для фотоаппаратов читайте отдельную нашу публикацию), например  AGFA Aviphot PAN-200 или ТАСМА Тип 25 или Тип 42, то косвенно о качестве проявки можно судить по негативам различной плотности на одной и той же плёнке. Плёнка проявляется целиком, а не частями, поэтому на ней не могут быть негативы разной плотности из-за недопроявки или перепроявки. Если после проявки вы получили неоднородные по плотности негативы, то претензии, скорее всего, уже не к мастеру или к лаборатории, а к вашему «умению» правильно экспонировать плёнку — вялые и слабые, еле читаемые негативы — это значит, что плёнка на этих конкретных кадрах получила недостаточную порцию света, и наоборот, чрезмерно плотные, почти чёрные кадры негативов говорят о том, что вы пересветили плёнку на этих кадрах. Обратите внимание, что речь идёт о конкретных кадрах, а не плёнке в целом!

Ещё один пример, когда проявка явно не при чём: когда получили полностью засвеченную плёнку (вся плёнка чёрная или однородно серая), или наоборот, неэкспонированную, то есть не отснятую плёнку: такое бывает, когда плёнка с каждым кадром не перематывается, а хозяин думает, что снимает. Здесь уже «виноваты» или неправильная зарядка плёнки в фотоаппарат, или неисправный механизма взвода/перемотки фотоплёнки. В любом случае, неэкспонированная или сильно недоэкспонированная плёнка после проявки будет совершенно прозрачной с тёмным, то есть засвеченным кончиком ракорда — это самое начало плёнки, за который её вытаскивают (не более чем на пару-тройку кадров!) для заправки в фотоаппарат.

Итак, посмотрите ваши негативы на просвет, какие они? Идеальные, в меру плотные, хорошо прорисованные негативы с проработанными полутонами можно получить только при правильной фотоэкспозиции (правильно выбранные экспопары «выдержка/диафрагма») и правильной проявке (температура проявителя/время проявки). Если негативы вялые, еле читаемые — это либо неправильная проявка, либо (что скорее всего!) недоэкспонированные, недосвеченные кадры, плёнка получила слишком мало света. И наоборот, когда негативы слишком плотные, кадры на них почти чёрные — это пересвеченные переэкспонированные кадры, либо перепроявка плёнки.

Цветная негативная плёнка отличается от чёрно-белой не только противоположными цветами, но и подложкой — основа у неё однородно «прозрачно-цветная», как правило, коричневато-прозрачная или красновато-прозрачная. Вот и всё отличие, всё остальное — качество «цветной» проявки и качество экспозиции, плотность цветных негативов и прорисовка полутонов — так же как и у негативов на чёрно-белой плёнки.

Не бросайте вашу плёнку после проявки, обязательно заберите сразу или, хотя бы позвоните в лабораторию, чтобы сохранили негативы до вашего прихода, если не можете забрать сразу! Негативы красноречиво скажут вам о качестве проявки и качестве ваших снимков, точнее, покажут вам воочию, что получилось, а что — нет. Это полезно для опыта фотографии на плёнку и бесценно для семейного архива: будьте уверены в том, что в отличие от потерянных цифровых файлов, плёнка (если не будете её беспокоить без надобности) сохранит на долгие-долгие годы в первозданном виде всё, что на ней запечатлено…

Удачных фотографий и не бросайте плёнку, друзья!

Марат Байгереев. Школа аналоговой фотографии, июль 2023 г. Институт труда, Иркутск

PostScriptum! Мы плёнки не выбрасываем, но за хранение после проявки более недели до месяца взымается плата 50 руб., более месяца до 6 месяцев — 100 руб., более полугода до года — 500 руб., более года до 3 лет — 1000 руб., более 3 лет до 5 лет — 2000 руб., более 5 лет — по договорённости! При этом не гарантируем, что найдёте ваши негативы в куче брошенных с прошлого года…