Как читать негативы или кто «виноват», что плёнка «плохо получилась»?

Плёнка, на которую вы обычно фотографируете — это, как правило, негативная цветная или черно-белая 35-мм плёнка. Негативная потому, что изображения на ней окрашены в противоположные цвета: чёрное становится белым, белое — чёрным на ЧБ-плёнке и то же самое на цветной — красное будет зелёным, зелёное — красным и т.д.

Во время сканирования или при фотопечати цвета негативов инвертируются в противоположные и всё становится на свои места: черное снова чёрным, белое — белым, красное — красным и т.д.

Большинство незадачливых плёночников бросают свои плёнки после сканирования в мусор или не забирают их после оцифровки «за ненадобностью», а зря! Во-первых никакие сканы не сравнятся по качеству с аналоговыми фотоотпечатками, которые вы захотите сделать потом (мало ли?) напрямую с плёнки, во-вторых, ваши негативы — плёнки — являются бесспорным подтверждением авторских прав на изображения, вдруг если (мало ли?) они возимеют ценность, а ценными (или даже бесценными!) они станут неизбежно со временем! Такое бывает, когда снимки неожиданно (или ожидаемо) стали представлять художественную, историческую, научную или архивную ценность для публикации: в жизни всё меняется со временем и то, что случайно или не случайно оказалось у вас в кадре, со временем (а плёнка при правильном хранении может сохранять изображения без потери качества многие десятилетия — она точно вас переживёт!) может стать буквально бесценной.

Ну и в третьих, негативы полезны с точки зрения анализа того, насколько вы «попали/не попали» в экспозицию, для оценки качества проявки, а также возможных проблем с самим фотоаппаратом: отснята не вся плёнка, на плёнке «какие-то пятна», пропуски кадров, полосы и царапины и т.п.

Обязательно заберите сразу после проявки вашу плёнку: добросовестные мастера или фотолаборатории сохранят её (в разумных по времени пределах, вряд ли полгода-год спустя после проявки вы найдёте ваши негативы, если не забрали их сразу!), если нет, то это повод для беспокойства. Если сразу после проявки (или хотя бы пару дней спустя, но не позже, никто не станет хранить ваши плёнки долго!) вам сказали, что плёнку «утилизировали», то, скорее всего, проявка была испорчена, добросовестному мастеру или лаборатории нечего скрывать от хозяина плёнки!

Качество проявки — это отдельная тема, требует специальной публикации (следите за обновлениями на нашем сайте!), но если кратко, то плёнка должна быть идеально чистой после проявки, без механических пятен и царапин, без разводов от капель и т.п. и при просмотре негативов на просвет вдоль перфорации должны быть отчётливо видны цифры и надписи заводской маркировки плёнки.

Идеально чистая, прозрачная плёнка с хорошо читаемой маркировкой — это бесспорное качество проявки! Если заводской маркировки нет, что бывает на некоторых киноплёнках (про киноплёнки для фотоаппаратов читайте отдельную нашу публикацию), например  AGFA Aviphot PAN-200 или ТАСМА Тип 25 или Тип 42, то косвенно о качестве проявки можно судить по негативам различной плотности на одной и той же плёнке. Плёнка проявляется целиком, а не частями, поэтому на ней не могут быть негативы разной плотности из-за недопроявки или перепроявки. Если после проявки вы получили неоднородные по плотности негативы, то претензии, скорее всего, уже не к мастеру или к лаборатории, а к вашему «умению» правильно экспонировать плёнку — вялые и слабые, еле читаемые негативы — это значит, что плёнка на этих конкретных кадрах получила недостаточную порцию света, и наоборот, чрезмерно плотные, почти чёрные кадры негативов говорят о том, что вы пересветили плёнку на этих кадрах. Обратите внимание, что речь идёт о конкретных кадрах, а не плёнке в целом!

Ещё один пример, когда проявка явно не при чём: когда получили полностью засвеченную плёнку (вся плёнка чёрная или однородно серая), или наоборот, неэкспонированную, то есть не отснятую плёнку: такое бывает, когда плёнка с каждым кадром не перематывается, а хозяин думает, что снимает. Здесь уже «виноваты» или неправильная зарядка плёнки в фотоаппарат, или неисправный механизма взвода/перемотки фотоплёнки. В любом случае, неэкспонированная или сильно недоэкспонированная плёнка после проявки будет совершенно прозрачной с тёмным, то есть засвеченным кончиком ракорда — это самое начало плёнки, за который её вытаскивают (не более чем на пару-тройку кадров!) для заправки в фотоаппарат.

Итак, посмотрите ваши негативы на просвет, какие они? Идеальные, в меру плотные, хорошо прорисованные негативы с проработанными полутонами можно получить только при правильной фотоэкспозиции (правильно выбранные экспопары «выдержка/диафрагма») и правильной проявке (температура проявителя/время проявки). Если негативы вялые, еле читаемые — это либо неправильная проявка, либо (что скорее всего!) недоэкспонированные, недосвеченные кадры, плёнка получила слишком мало света. И наоборот, когда негативы слишком плотные, кадры на них почти чёрные — это пересвеченные переэкспонированные кадры, либо перепроявка плёнки.

Цветная негативная плёнка отличается от чёрно-белой не только противоположными цветами, но и подложкой — основа у неё однородно «прозрачно-цветная», как правило, коричневато-прозрачная или красновато-прозрачная. Вот и всё отличие, всё остальное — качество «цветной» проявки и качество экспозиции, плотность цветных негативов и прорисовка полутонов — так же как и у негативов на чёрно-белой плёнки.

Не бросайте вашу плёнку после проявки, обязательно заберите сразу или, хотя бы позвоните в лабораторию, чтобы сохранили негативы до вашего прихода, если не можете забрать сразу! Негативы красноречиво скажут вам о качестве проявки и качестве ваших снимков, точнее, покажут вам воочию, что получилось, а что — нет. Это полезно для опыта фотографии на плёнку и бесценно для семейного архива: будьте уверены в том, что в отличие от потерянных цифровых файлов, плёнка (если не будете её беспокоить без надобности) сохранит на долгие-долгие годы в первозданном виде всё, что на ней запечатлено…

Удачных фотографий и не бросайте плёнку, друзья!

Марат Байгереев. Школа аналоговой фотографии, июль 2023 г. Институт труда, Иркутск

PostScriptum! Мы плёнки не выбрасываем, но за хранение после проявки более недели до месяца взымается плата 50 руб., более месяца до 6 месяцев — 100 руб., более полугода до года — 500 руб., более года до 3 лет — 1000 руб., более 3 лет до 5 лет — 2000 руб., более 5 лет — по договорённости! При этом не гарантируем, что найдёте ваши негативы в куче брошенных с прошлого года…