Мир плёнки, подлинное ретро и хайп на «винтаже»

Казалось бы, с приходом цифры и агрессивным захватом фотографии новыми технологиями, плёнка, вместе со старыми аналоговыми фотоаппаратами и фотолабораториями по её химической обработке, безвозвратно ушла в прошлые века. Но однажды, я с удивлением случайно обнаружил, что плёнка вновь появилась в продаже, и даже, несмотря на безмерно возросшую цену, она в дефиците и не залёживается в тех немногих торговых точках города, которые ею торгуют.

Вот уже несколько лет, как по всему миру, сперва в США и Европе, а потом и в наших столицах молодёжь, буквально, с ума сходит от плёночной фотографии, Инстаграм и прочие соцсети кипят от плёночного хайпа, ну и ютуб, понятно, заполнен роликами про плёночную фотографию и аналоговое фото.

Если зайти на сайты, торгующие сэконд-хэндом и прочим старьём, можно увидеть сотни объявлений о продаже всевозможных «ретро-аппаратов», «винтажной» фототехники и «редких» фотоувеличителей с проявочными бачками, глянцевателями и т.п. прочего хлама за порой безумные деньги.

При этом, такие объявления лишний раз подтверждают старую истину: жадность почти всегда граничит с глупостью. В сопровождении бесстыжего ценника можно встретить, например, такие тексты как: «продаю винтажный, раритетный ретро-фотоаппарат фЕд» и даже: » полноноформатный» — слово, которое вызовет ироничный смех у тех, кто знаком с происхождением этого термина.

Фотоаппараты СССР: фрагмент видео с канала «Плохой сигнал» https://youtu.be/0AVzQBc5ltA

Надо отдать должное советской промышленности: все, кто хотел фотографировать, могли позволить себе такое хобби, так как оптико-механические заводы тех лет выпускали их в огромных количествах широким ассортиментом и по доступной цене в расчёте на любой кошелёк. Помню, отец на рубеже 70-80-х подарил мне, школьнику, «Смену 8-м», она стоила тогда небольших денег (рублей 15-16, кажись), на которую я сделал свои первые снимки. Позже, в старших классах, поработав на летних каникулах в 1983 г., я поднакопил на зеркальный «Зенит-Е» со светосильным объективом Гелиос-44. В фотоальбомах всех моих одноклассников, а позже — в дембельских альбомах сослуживцев по Советской Армии — хранятся мои фотки, сделанные на тот Зенит.

советские фотоаппаратыАвторам таких объявлений невдомёк, что в СССР эти «винтажные раритеты» штамповали миллионами, многие модели ФЭДов, Зенитов и Смен занесены в книгу рекордов гинесса по тиражу изготовления, они были не только во всех магазинах любых городов и райцентров нашей необъятной родины, но и вполне доступны по цене среднестатистической советской семье. Не случайно, что объявления о продаже таких «редкостей» встречаются тут и там постоянно, так как не иссякает бесконечный запас этих чудо-аппаратов в старых шкафах и чердаках наших отцов и дедов!

Именно массовость советских фотоаппаратов делает их доступными и сейчас, не позволяя жадным дельцам и перекупщикам спекульнуть на волне хайпа с аналоговым фото, потому и хают они технику советского производства в противовес немецким и японским моделям, которые всегда были недешёвыми и на которых до сих пор можно нажиться на перепродаже. Слава СССР, спустя десятки лет советская техника работает, не давая спекулянтам хайпануть на волне спроса и вздуть цены!

При таком изобилии предложений недорогой советской фототехники на вторичном рынке грех не купить старый дедовский ретро-аппарат и не попробовать плёнку, несмотря на её высокую цену (понятно, что запасы расходных фотоматериалов не бесконечны, а возобновление их производства и восстановление убитых временем технологий не может быть дешёвым), чтобы поснимать аналоговым способом, то есть по-настоящему, как это делали отцы и деды в прошлом веке. Почему бы и нет? Главное начать! Тем более, что цены на плёнку (и чёрно-белая и цветная всегда есть в наличии) — у нас самые низкие, тренируйтесь на здоровье, фотографируйте на плёнку всегда и везде! Именно для этого и родился этот Проект: всё, что надо для начала у нас есть, от вас требуется только желание…

Марат Байгереев
Институт труда, школа аналоговой фотографии. Иркутск

Фрагмент оцифрованного негатива плёнки Кодак-200, отснятой на Зенит ЕТ (iso 200
f 5.6, 1/500) с объективом Индустар-61Л/З-МС (скан отпечатка с этого негатива размещен ниже). К сожалению, перевод в цифру аналоговых изображений не передаёт их особенности и дело тут далеко не в разрешении сканера или настройках цветопередачи….
Лайфхак: хотите оцифровать вашу плёнку с высоким разрешением намного дешевле, чем «обычно»? Сканируйте не плёнку, а бумажные фотографии — аналоговые отпечатки с вашей плёнки (сравните стоимость бумажного отпечатки 10х15 на настоящей фотобумаге и скана с того же кадра в фотоцентрах города) бумажную фотографию потом сможете самостоятельно отсканировать на любом домашнем или офисном сканере или переснять на свой смартфон (именно так получено это изображение), для этого не нужен дорогой плёночный сканер!

Публикации по аналоговой фотографии

Добро пожаловать на наш сайт, дорогие любители фотографии! Если ещё не решились записаться к нам на обучение, или пока не определились с выбором ретро-фотоаппарата или плёнки к нему, то полистайте-почитайте наши публикации. Найдётся всё про плёнку и фотопечать для любого уровня подготовки: и для только-только начинающих и для продвинутых в плёночной фотографии.

Для интересующихся сугубо практическими вещами, например, выбором плёночных фотоаппаратов или проявкой плёнки – рекомендуем соответсвующие циклы статей Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (сперва рекомендуем начать с публикации Мифы о советской и зарубежной фототехнике“) или цикл “Особенности национальной проявки”, а для любителей пофилософствовать на дискуссионные темы про аналоговую фотографию рекомендуем начать со статьи Бессмысленные споры о плёнке “против” цифрыили В чём на самом деле прелесть плёнки. Обязательно почитайте нашу просветительскую статью Всё про сканирование плёнки: в чём подвох и зачем переплачивать за лишние пиксели?, чтобы вам не пудрили мозги сканировщики и не переплачивать за оцифровку ваших плёнок.

Любителям лёгкого чтива возможно будут интересны статьи про мой личный опыт съёмки на ретро-камеры и проявки старых плёнок среднего формата или Историю одной забавной фотосессии. Публикации здесь в основном про самую распространённую – 35-мм плёнку, но, если завалялся среднеформатный дедовский аппарат и остались старые, отработанные среднеформатные (тип 120) катушки от него, то не выбрасывайте, почитайте как их можно использовать с “узкой” плёнкой 35 мм. Если вам досталась даром очень старая просрочка, то прежде чем её использовать (и тем более – покупать у барыг-старьёвщиков по цене новой!) рекомендую прежде ознакомиться с публикацией про то, как отснять и проявить старую плёнку и стоит ли вообще этим заморачиваться. Развивает эту тему статья «История другой фотосессии…», но она уже не для лёгкого чтива, поскольку там ещё и размышления о восприятии цвета, многие удивятся, что цвет — это не нечто «объективное», а интерсубъективные ощущения разных людей на основе всеобщего консенсуса относительно определённых диапазонов волн зримого спектра излучений. Поэтому любой спор вокруг неких «эталонных», якобы, цветов — пустое и даже во многом опасное занятие, учитывая страсть некоторых лиц к определённой униформе, исключающей разнообразие и палитру красок: тоталитаризм и радуга — не очень, мягко скажем, совместимые вещи.

Далеко не все знают, как автоматы “распознают” светочувствительность плёнки и подстраиваются под неё без вашего участия, здесь найдёте коротенькую, иллюстрированную статью про DX-код. Ну и эксклюзив (хотя все статьи у нас – эксклюзив), “вишенка на торте” – серия публикаций про недорогие кинематографические плёнки для ваших фотоаппаратов и особенность их проявки (адаптированный аналог процесса ECN-2) в статьях Особенности национальной проявки-3 и Особенности национальной проявки-5“, только дочитайте их до конца!

Все наши публикации авторские, никаких копирований и заимствований! Пишем сами, делимся опытом. Публикации разделены по трём большим рубрикам: Идеи (что сделать?)Техника (чем сделать?) и Технологии (как сделать?), но, учитывая, что их становится всё больше и больше, ресурс растёт, будем постепенно добавлять новые рубрики и категории. Обратите внимание на метки (тэги) в конце каждой публикации – они помогут вывести список аналогичных статей. Для нахождения нужной вам публикации воспользуйтесь поиском по сайту (строка поиска воспроизводится на каждой странице) – наберите ключевое слово или слова и сайт вам выдаст релевантный список искомых статей ничуть не хуже интернет-поисковиков. Если интересует весь список статей, то кликните по этой ссылке.

Agfa Aviphot Pan-200 на Zenit-TTL/Helios-44M (F:2.0, S:1/30″)

Если хотите подискутировать или задать нам вопрос, то оставляйте свои комментарии в конце соответствующей публикации. Вобщем, читайте, изучайте, познавайте и узнавайте новое. Желаем успехов в освоении аналоговой фотографии и приходите к нам, расскажем и покажем ещё больше. Любите плёнку и она ответит вам взаимностью!

Марат Байгереев, Институт труда, Иркутск

Agfa Aviphot Pan-200 на Zenit-122/Helios-44M-5, F:2.0, S:1/250″