В чём на самом деле прелесть плёнки

Про «волшебность» аналоговой фотографии, её «сказочность» и т.д. сказано немало. Особенная, «неповторимая» цветопередача плёнки, ретро-виньетирование и ностальгическая винтажность аналоговых фотоматериалов, творческая тонкость их экспозиции и последующей химической обработки (push&pull, etc), архивная ценность каждого снимка, магия оптической проекционной фотопечати, ручная доработка каждого снимка при получении фото-отпечатков и т.п. — всё это наверняка не раз слышали и от фотографов-профессионалов и, тем более, от любителей плёнки, и это справедливо.

Но справедливо в отношении не только (и не столько!) самой плёнки, сколько (в не меньшей мере!) в отношении таких же аналоговых, т.е. полученных химически-оптическим способом фото-отпечатков! На самом деле, неповторимость аналоговой фотографии кроется именно в её «чистой и честной аналоговости», т.е. в физике и химии самих фотоматериалов как таковых и тех визуально-тактильных и ментально-психологических ощущениях, через которые они передают нам живой мир в полностью аналоговом исполнении.

Перевод плёнки в цифру и, тем более, её последующая программно-цифровая обработка обесценивает и даже, скажу больше, опошляет всю прелесть аналоговой фотографии, хотя, признаюсь, полностью отказаться от сканирования ваших негативов в наш цифровой век было бы безумием. Но, задумайтесь, какой смысл в оцифровке ваших аналоговых шедевров и какой смысл во всех ваших аналоговых стараниях и страданиях, если вы на выходе в конечном итоге получаете то, что не сложно сделать и с обычными цифровыми фотками банально программным способом? Вопрос не совсем риторический.

Если финальная остановка ваших негативов — хранение их цифровых копий в памяти компа и выкладка в Инстаграм или другие соцсети, зачем заморачиваться плёнкой? В сети полно софта и плагинов на тему постобработки цифровых фото «в стиле плёнки» и т.п. с любыми эффектами аналоговой фотографии! Для примера на видео ниже привожу ролик талантливого и старательного парня, увлечённого правильной плёночной цветопередачей цифровых снимков с предложениями его специально созданных пресетов для обработки цифровых снимков в стиле плёнки.

Промолчим про кучу видеороликов юных блогеров в глобальной сети о том, как можно быстро обработать свои бесценные фотки с мамой-папой подаренного дешёвенького смартфона халявным софтом «а ля плёнка» перед отправкой в тот же Инстаграм. Жесть, правда? Нет, жесть, если ваши плёночные шедевры не будут отличаться от их обработанных за 10 секунд смартфонных снимков, сделанных без всяких раздумий, творческих стараний и лирики по поводу постановки кадра и подходящей именно для этого кадра экспозиции на ваш дорогой аналоговый носитель типа фуджиколор, агфа или, Боже упаси, «какой-нибудь» илфорд или портру.

Это — про изображения ваших плёночных шедевров на мониторе компа или (чаще!) смартфона (вряд ли Инстаграм разглядывают на других экранах, будем честными). Сравните их с вашими цифровыми снимками (да хотя-бы сделанными на смартфон)! Очевидно, что в большинстве случаев сравнение по фотографическому качеству картинки будет в лучшем случае не в пользу плёнки! Напечатайте цифровые снимки на фотобумаге (да хотя бы даже фотооптическим, «мокрым» способом) и сравните с плёночными отпечатками. Понятно почему плёнка «умерла » в массовой фотографии, а гигантский Кодак, прошёл через процедуру банкротства?

Также как и понятно, почему она всё-таки живёт у избранных! Живёт, благодаря тому, что вы получили негатив, а потом и отпечаток из фотолаборатории (ваш домашний дакрум — тоже лаборатория и алхимии в ней ничуть не меньше, даже больше, учитывая магию вашего личного творчества во время аналоговой «постобработки» негатива при красном свете фонаря!), а перед этим трепетно ждали-гадали, что же получится от вашего творчества «в поле»? Эти эмоции останутся при вас на всю жизнь и их на расстоянии не передать, тем более цифрой и интернетом! Художество аналоговой фотографии, её прелесть останется при вас в ваших фотоальбомах и аналоговых (не виртуальных!) файлах (в файл-сливерах, да хотя-бы просто в катушке).

Именно в этом и только в этом (!) ценность, точнее — бесценность ваших плёночных шедевров, пусть даже если другие их и не посчитают таковыми. Ведь это ваш индивидуальный мир и он навсегда останется с вами и даже, как показывают фотоархивы старых семейных альбомов, навсегда останется немым свидетельством вашей жизни (пусть даже и не вы изображены на подавляющим большинстве сделанных вами фото) после вас… в отличие от многих тысяч безликих цифровых снимков где-то в цифровых хранилищах, создавших иллюзию вечности.

PS. В фотоальбомах всех моих одноклассников, а позже – в дембельских альбомах сослуживцев по Советской Армии – хранятся мои (т.е. сделанные мною) фотки из далёких 80-х гг. прошлого века! «Мои» — не совсем правда. Помню как со школьными друзьями (а в Армии — в каптёрке, кто служил — знает!) собирались тогда в дакруме (тогда и слова такого не знали!))) и при свете красного фонаря буквально колдовали над каждым отпечатком, доводя его с помощью магических движений рук и устного отсчёта вслух до совершенства. Вот это были настоящие артефакты! Вот это была фотография! И каждый снимок до сих пор бережно хранится и будет храниться вечно в семейных архивах, передаваясь из поколение в поколение. Задумайтесь над этим на досуге и попробуйте вспомнить, где потерялись ваши цифровые файлы… и не мусор ли это?

PostPostScriptum. Для продвинутых любителей аналоговых фотографий, для желающих освоить вершину аналогового процесса мы предлагаем наш спецкурс «АНАЛОГОВАЯ ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ». Научитесь печатать собственные настоящие фотографии со своих негативов, освойте ЧБ-проекционную фотопечать!

Марат Байгереев. Школа аналоговой фотографии, Иркутск.

Ломография тем, кто не боится экспериментировать: бюджетно, стильно, доступно!

Если всё ещё не решились попробовать снимать на плёнку, начните с ломографии (погуглите на досуге): не надо каких-то особых технических знаний (зарядить плёнку в фотоаппарат и потом смотать её обратно в катушку поможем или почитайте наши «Советы…«), просто щёлкаешь «что попало и как попало» и всё. Обдумывать кадры будешь потом, когда придёт опыт. Так делают все ломографы во всём мире!

До сих пор хайповая тема (особенно, если Вы — Хипстер!), но не надо вестись на коммерчески обусловленные разводы торговцев и заморачиваться их безумными предложениями. Для ломографии вполне подойдёт и самый распространённый и от того — доступный фотик типа «Смена», сделанный в далёком СССР, тем более, что он — производства ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение), откуда, собственно, и произошёл сам термин — ломография. Не слушайте умников, если начнут возражать и склонять вас купить дорогущую модно раскрашенную мыльницу по заоблачной цене: снимать их хайповая мыльница будет ничуть не лучше ленинградской Смены! А учитывая, вполне себе настоящий объектив с настоящим, хоть и маленьким стеклом, а не кусок прозрачной пластмассы, как на большинстве мыльниц, то когда ломография надоест, сможете на Смене осваивать серьёзную фотографию.

Как выбрать и фотографировать на Смену-8М, например, написано в публикации «Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Не так сложно как кажется!», почитайте на досуге.

Ломо«Смена» хороша ещё тем, что помимо полного отсутствия технических знаний по фотографии (там всё в картинках-пиктограммах), плёнку надо перематывать вручную, это позволяет делать наложение кадров один на другой без всякого фотошопа — очень распространённый приём в ломографии (в годы моего далёкого детства и с позиции столь немодного сейчас, традиционного воспитания, двойная экспозиция считалась забавным фотографическим браком «по забывчивости», а сейчас это круто, «ломография», однако!))).

Если дома не завалялся такой (спросите, на всякий случай, у родителей, не занимались ли они или родственники в детстве фотографией, мало ли?), то возьмите у нас на прокат всего за 100 рублей или вообще бесплатно, если проходите у нас обучение. Плёнку (цветную!) купите у нас дешевле, чем везде и у нас же проявите и отсканируете всё, что получилось. Если захотите на память сделать цветные аналоговые отпечатки (то есть настоящие фотографии!), то в местном фотоцентре поблизости от нас быстро напечатают всё, что у вас получилось за небольшие деньги.

Смена 8мТолько, когда будете сдавать отснятую «как попало» плёнку в печать, не забудьте сказать приёмщице, чтобы печатали все кадры, на которых будет видно хоть что-то, а не только «все хорошие», как обычно люди заказывают. Объясните, что это — «Ломография» (может даже она поймёт!), иначе все ваши эксперименты могут быть забракованы лабораторией и останетесь без ломо-шедевров. А учитывая, что ломография — это мировой тренд, то мир точно осиротеет))

Итак, если без шуток, то приходите к нам на консультацию, выберите фотик и «запечатлейте на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть», как пишет про ломографию всезнающая Википедия!

Скриншот с сайта http://www.lookatme.ru

Бессмысленные споры о плёнке «против» цифры

Почему спорить об аналоговой фотографии — бесполезное и пустое занятие? Как вы переубедите и переспорите фанатов плёночной фототехники и фотохимической технологии её обработки, равно как и любителей ламповой радиотехники, виниловых проигрывателей или винтажных кассетных магнитол японского производства 70-80х, в том, что цифровые технологии давно превысили все мыслимые и немыслимые физические способности человека воспринимать цвет и звук? Какие аргументы их убедят? Правильно, никакие!

Все люди грамотные, и некоторые даже жутко технически грамотные, но при этом, всё-равно — люди, а человек не машина, он воспринимает мир (пока ещё слава Богу!) через органы чувств, субъективно, а не через процессоры, безошибочно вычисляющие физику цвета и звука. Математика цветопередачи изображений, физика света, попадающего на электронную матрицу цифрового прибора не передаст то, что вы субъективно воспринимаете, разглядывая картинки, вглядываясь в образы и артефакты, полученные на плёнке, обработанной химическим способом.

Конечно же удобство и скорость «цифры» не сравнимы с плёнкой, которую надо не только правильно отснять, но и не менее правильно обработать. Но химия аналоговой обработки изображений и физика цифровой обработки — это два разных мира: реальный и виртуальный. Это как общение живых людей вживую и общение их же через соцсети, например. Это — философский вопрос и без лирики тут вряд ли обойтись.

Хотя если совсем без лирики, то, наверное, глупо противопоставлять одно другому. Электронные книги, ведь, так и не вытеснили бумажные. И с этим уже никто не спорит. И с фотографией тоже. Массовое производство и воспроизводство картинок и текста — это лучше для цифры, физического мусора меньше. Но если вы хотите чего-то особенного и осязаемого, того, что можно физически потрогать, пощупать, подумать над этим, порефликсировать и т.д., то, скорее всего, это будут аналоговые артефакты с их математическим несовершенством, но близкими сердцу эмоциями. Артефакты — это, напомню, всё, что сделано умелыми руками, а отнюдь не то «постороннее» (пылинки, царапины, пятна и т.п.), что вы можете увидеть на некоторых плёнках, как ошибочно считают многие «фотографы»…

В сети не мало видео по этой теме, но здесь всё кратко, точно, без «воды» и с юмором :)))

Долой буйство красок! Да здравствует… одноцветная графика?

Почему в наш век, когда с цветным фото давно нет никаких проблем, люди продолжают делать чёрно-белые снимки? Казалось бы, так много усилий потрачено инженерами цифровой фотографии на правильную цветопередачу и математически выверенную точность цветовой гаммы картинок, отображаемых на матрице современных камер, все — и профессионалы, и любители — нет-нет да и сделают «пару» (на самом деле сотни!) кадров в монохромном исполнении. Да ещё и поработают над ними в пост-обработке, вытягивая желаемые полутона своих чёрно-белых шедевров!

До сих пор большинство работ фотомастеров на всевозможных конкурсах и фотовыставках сделано, если обратите внимание, в чёрно-белом исполнении. Чёрно-белое фото, как художественная графика — обязательный атрибут мастеров и художников фотодела. Это — искусство.

Чёрно-белая фотография — это то, с чего она, собственно, и начиналась как фотография в позапрошлом веке. И после появления цветной фотографии в прошлом веке, чёрно-белое ещё долго доминировало в массовом фото, так как было несоизмеримо более доступным и фотолюбителям, и профессионалам. Загляните в родительский (если вы ещё молоды, то в бабушкин-дедушкин) фотоальбом: много ли там цветных фотографий, в основном — это портреты, сделанные в фотостудиях 70-80-х гг., да и то, сравните их качество с такими же чёрно-белыми студийными снимками, оцените разницу.

Сейчас, когда с цветом и корректной цветопередачей давно нет никаких проблем, чёрно-белая фото-графика всё-же остаётся популярным видом искусства. Показательно, что цена современных чёрно-белых фотоплёнок не сильно отличается от цены цветных, хотя изготовление химии цветных носителей технически сложнее.

Чёрно-белое с тысячами оттенков и градациями серого всегда останется актуальной, пока есть человек с живыми эмоциями, способный различать смыслы. В конце концов, чёрно-белая фото-графика, это не только красиво, но и модно!

Если глубоко задуматься, то между «абсолютно» чёрным (назовём его или её «тьмой», на языке цифры — это шесть нулей) и «абсолютно» белым (назовём его или её «светом», на языке цифры — это шесть букв «f») лежат миллионы оттенков серого (т.е. смешений света и тьмы), и это, собственно, и есть, по-сути, сама фотография, «светопись», если по-русски. Цвет «лишь» отвлекает ваш мозг, заставляя спрятанный в нём зрительный анализатор считывать гораздо больше информации с окончаний зрительных нервов. Монохромная графика честнее передаёт смыслы и суть этого мира, не позволяя отвлекаться на цветовой шум и мусор этого же мира. В этом — сила и притяжение чёрно-белой картинки. «Гравитация» света, если хотите.

Философы, правда, скажут, что абсолютное в относительном — это одно и тоже. Но этот парадокс уходит уже за пределы человеческого осмысления мира и, тем более, фотографии. Так можно и Бога увидеть, если сильно захотеть…

фотонегатив
Обычный негатив, полученный после проявки в обычных домашних условиях (т.е. обычным советским ретро-фотобачком) обычной чёрно-белой плёнки (недорогой Agfa PAN-200, отснятой на обычный советский «Зенит-TTL» производства 1980 г.), готовый к обычной фотопечати на обычную недорогую чёрно-белую фотобумагу (её ещё выпускает тот самый завод «Славич»): всё это, представьте, доступно в Иркутске…
В отличие от цветных плёнок, черно-белые негативы при сканировании практически не нуждаются в постобработке после инвертирования, ну разве что, двухсекундная коррекция по яркости/контрасту в любом простейшем редакторе изображений, с цветом же придётся повозиться, если только это не Portra…

PS. В фотолабораториях Иркутска, как и во многих других городах, увы, не делают чёрно-белые фотографии, в лучшем случае вы получите монохромные отпечатки на цветной фотобумаге с ваших чёрно-белых негативов. Лучше делать это самому, дома. Тем более, это не сложно, раз в СССР этим миллионы советских детей увлекались! Как и что для этого нужно? Звоните, запишитесь, приходите, научим.

Институт труда, Иркутск сентябрь 2020 г.
Посмотрите эту подборку: цвет есть только там и настолько, насколько и где он уместен! Ну не чудо ли? Учитесь видеть красоту и самодостаточность света, а не цвета…

Мифы о советской и зарубежной фототехнике

В советские времена ходили всевозможные мифы о безупречности и безотказности отечественной техники, отмеченной советским знаком качества, особенно той, что шла на экспорт не с гравировкой «Сделано в СССР», а с надписью «Made in USSR», и фотоаппараты не были исключением. Тем более, что оптико-механические заводы их выпускавшие, до сих пор в составе нашей оборонки, а оборона — «это наше всё!», как говорят в народе.

Сегодня интернет наводнили другие мифы: о крайней, якобы, «ненадёжности и примитивности» советских фотоаппаратов, о том, что, дескать, не надо эти «дешёвки» покупать, они обязательно сломаются, зажуют, порвут перфорацию или, ещё хуже, засветят вашу драгоценную плёнку и тому подобная чушь. Эти же сказочники, как правило, тут же предлагают раскошелиться на их западные сэконд-хэнд «чудо-раритеты».

Давайте разберёмся где истина, наверняка, где-то посередине, как говорили древние…

Бесполезно сравнивать советскую и японскую технику, обратите внимание хотя бы на шкалу выдержек и отсутствие рычага взвода затвора, хотя модели этих аппаратов выпускались примерно в одни и те же (1980-е) годы, но какова разница!

Если сравнить произведения советского фотопрома с немецкими или японскими аналогами, то даже визуально разница в чисто техническом исполнении будет очевидной: обратите внимание хотя бы на шкалу выдержек, отсутсвие рычага взвода затвора на моделях 80-х гг. , кнопочки и мигающие индикаторы прочей автоматики зарубежных «одноклассников» и т.д. Вопрос дизайна — дело вкуса, тем более, что советские аналоги не сильно отличались внешностью от западных образцов, так как во многом были их копиями. Но были ли они хуже? Конечно же нет!

Это правда, что наши первые довоенные фотоаппараты были копиями немецкой Лейки, а послевоенные Зоркие и ФЭДы, как и объективы к ним выпускались на заводах, оборудованных немецкой техникой и даже из немецких комплектующих, вывезенных по репарации из побеждённой Германии. Как правда и то, что многие японские разработки 60-70х гг. стали образцами для наших зеркалок. Технический прогресс и промышленный дизайн не сильно влияли на советские фотоаппараты: если сравнить ФЭДы 60-70х гг. с последними моделями, выпускавшихся аш до самых 90-х, то существенных конструктивных отличий не найдёте.

Техническое совершенство, инновации и автоматика никогда не были сильными сторонами советской индустрии товаров широкого потребления и, соответсвенно, массового спроса. Но что было не отнять от экономики СССР, то это как раз та самая массовость изделий, потребительские товары всегда были разумными по соотношению цена/качество и выпускались миллионными тиражами, что обеспечивало их доступность для народа или, как тогда говорили, широких слоёв населения: любая среднестатистическая семья могла себе позволить приобрести всю необходимую технику для увлечённого фотоделом члена семьи. Цены зависели от технических характеристик и сложности изделий, но эти изделия всегда были на полках магазинов всех городов и самых отдалённых райцентров нашей некогда необъятной страны и ассортимент был на любой кошелёк.

Помню как ходили слухи, что выезжающие в загранкомандировки в капстраны советские граждане, стремились вывезти именно часы и фотоаппараты, чтобы обменять или продать их за местную валюту, которую можно было там же и отоварить на дефицитные в СССР модные западные шмотки или сувениры: сложная механика — она и в «Африке» механика, всегда в цене, хоть и далёкая от технического, точнее — технологического совершенства! Советская фототехника действительно была весьма конкурентоспособна на Западе и всегда была выгодным для страны экспортным товаром, так как механика её была простой и надёжной при ценах в разы ниже немецких и японских конкурентов.

Простая и надёжная механика, отработанная и доведённая до своего технического совершенства настолько, насколько позволяло массовое, серийное, конвейерное производство оптико-механических объединений СССР — вот главная характеристика и неоспоримо сильная сторона советских фотоаппаратов, которые сквозь десятилетия исправно работают и сегодня, не позволяя барыгам и спекулянтам хайпануть на резко выросшем спросе и интересе к плёночной фотографии. Конечно же они будут ненавидеть всё отечественное и противопоставлять дешевой советской технике японские и немецкие аппараты, на которых всегда можно наварить.

Чуть ли не в каждой семье на пространстве бывшего Советского Союза найдётся в шкафах, гаражах или дачных чердаках старая фото-техника отца или деда, именно этот неиссякаемый арсенал сбивает цены вторичного рынка, делая дураками жадных торгашей товарами в стиле «ретро» и «винтаж». Жаль только, что научить молодёжь, как с этой техникой правильно обращаться осталось немного. Приходите к нам, научим!

В годы СССР не было проблем с материальным обеспечением массового, всенародного увлечения фотографией: фототехника и сопутствующие аксессуары выпускались в громадном количестве и на любой кошелёк…

PostScriptum. Западная техника надёжнее? Посмотрите, сколько объявлений о продаже старых японских фотоаппаратов на запчасти или с пометкой «маленький дефект». Много! Ресурс любого механизма не бесконечен и вечный двигатель ещё не изобрели. Если камера проработала безупречно десятки лет, это не значит, что у неё что-нибудь не вылетит при очередном щелчке затвора, а иногда даже и щелчок не услышите: просто встала и всё. Любые механизмы изнашиваются, автоматика не вечна да и усталость метала никто не отменял. Ремонтировать? Найдите мастера и сколько это будет стоить, в этом плане, кстати, советские камеры ценились на Западе ещё и за ремонтопригодность в силу простоты и примитивности несложных схем и механизмов.

Ломается любая техника и наша и западная. Гарантии изготовителей давно просрочены и риск поломки всегда велик, независимо от страны происхождения, но если, вдруг, сломался недорогой Зенит или ФЭД, то на вторичке всегда можно подобрать такой же, но рабочий за ту же цену. И даже если вышедший из строя фотоаппарат — семейная реликвия и дорог как память, то починить его не станет большой проблемой ибо найти донора на запчасти к нему можно даром или за символичную цену, если речь, конечно же, не идёт о настоящих раритетах, имеющих коллекционную, музейную ценность.

Фотоаппараты СССР: фрагмент видео с канала «Плохой сигнал» https://youtu.be/0AVzQBc5ltA

Продолжение темы о советской и зарубежной фототехнике (как выбрать и фотографировать)