Как не надо фотографировать на плёнку, если у вас простая «мыльница» и как надо, если снимаете в темноте

«Скажите, пожалуйста, а почему такого плохого качества фото?»; — написала нам в мессенджер одна начинающая «плёночница» после получения сканов с ночной фотосессии на пьяной вечеринке. Судя по всему, эта была её первая и, возможно, последняя плёнка — горький опыт плёночной фотографии, который не оправдал ожидания: недешёвая плёнка и аренда нашего фотоаппарата — затраты не стоили того, что она ждала…

У нас не мало публикаций о том, как и где надо правильно снимать на плёнку, особенно если у вас простая «мыльница», но их не все читают, причем не читают именно те горе-плёночники, которые считают, что раз они потратились, то вправе ожидать чего-то большего, чем банальные фото со смартфона. Здесь лишь кратко повторим основные тезисы наших публикаций.

  1. Если вы фотографируете на «мыльницу», то должны понимать, что конкурировать с камерой вашего смартфона она сможет лишь при достаточном освещении: в темноте и в полумраке «мыльница» даже с высокочувствительной плёнкой в 400-500 iso не выдаст вам снимков, сопоставимых по качеству со смартфоном, электронная фото-матрица и процессор которого обработает слабый световой сигнал, поступающий через дорогие хрусталики смартфонного объектива (или объективов!) гораздо лучше, чем самая чувствительная плёнка, получающая слабенький свет (если вообще получает!) через кусочек круглой пластмассы вашей дешёвинькой «мыльницы. Плёнке нужен свет и чем больше, тем лучше, она буквально питается светом. Поэтому постарайтесь включить все источники света, которые есть в зале или в комнате на время фотосессии, не оставляйте плёнку «голодной», если хотите от неё получить хоть что-то стоящее внимания!
  2. Вспышка любой камеры — слабый помощник, если вы фотографируете в темноте, тем более вспышка в вашей «мыльнице», которая в разы слабее профессиональных — она пересветит вам передний план или портреты перед объективом, если нет дополнительных источников освещения там, где вы снимаете, задний план будет в полной темноте. Не ждите художественных фотографий, если единственное что светит в темноте — это фотовспышка вашей «мыльницы». Те, кто хоть что-то понимают в фотографии, скажут вам, что вспышка полезна при дневном свете и плохой помощник в темноте, если нет других адекватных источников света.
  3. Высокочувствительная плёнка не спасёт вас, если будете снимать в темноте при плохом или очень плохом освещении: разница между плёнкой с ИСО-400/500, плёнкой с ИСО-200/250 и с ИСО-100/50 будет лишь в том, что ночные или вечерние снимки в темноте и полумраке на первой будут хоть как-то различимы, в отличие от второй, на которой вы увидите еле различимые силуэты и скорее всего, ничего не увидите на третьей. Хорошая новость в том, что днём на улице или на природе при достаточном освещении вы не увидите на снимках разницы в ИСО (ISO) плёнок. Не стоит переплачивать за ИСО, если снимаете в хороших условиях освещения даже на «мыльницы». И ещё для тех, кто не в курсе: светочувствительность (iso) матрицы в вашем смартфоне, в отличие от любой фотоплёнки, исчисляется тысячами ИСО!

Ну что ж теперь, не снимать на плёнку на торжествах и вечеринках, где мало света? Да снимайте на здоровье, где хотите и как хотите, главное, чтобы не было завышенных ожиданий от плёнки, особенно, если у вас простая «мыльница». И большинство плёночников вполне адекватно воспринимают то, что у них получилось. Даже слабенькая фотовспышка на простейшем фотоаппарате вполне способна высветить незабываемые «репортажные» моменты вашего веселья, если вы не ждёте каких-то особо художественных фотографий, как та неадекватная дама, с фразы которой мы начали эту статью.

И помните, что главное бесспорное преимущество плёнки перед любым смартфоном и навороченными цифровыми камерами — это то, что все ваши плёночные фотографии — дело именно ваших рук, а не «цифры», которая дурит наивных юзеров, вселяя в них уверенность, что это они такие «классные и умелые фотографы»)))

Если хотите получить фотографии с ваших свадеб и вечеринок художественного и технически правильного качества, то возьмите не «мыльницу», а фотоаппарат со светосильным объективом (можно и, даже лучше, без вспышки!), хотя-бы старенький Зенит, зарядите его высокочувствительной плёнкой не менее ИСО-400 (лучше, если это киноплёнка Kodak Vision3 500T/5219 — она прекрасно подходит для таких условий освещения, так как специально создана для вечерних и ночных сцен — вспомните кадры знаменитых кинофильмов, снятых на неё) и отщёлкайте всю плёнку на стареньком Зените при выдержке 1/30 и открытой диафрагме — f:2.0-2.8. Затем принесите нам на проявку и попросите проявить «пуш-процессом на пару-тройку стопов» — результаты вас точно не разочаруют, а возможно даже удивят! Проверено.

Kodak Vision3 500Т/5219 снятая на ISO 3200 — наша плёнка и наша пуш-проявка, (с) фотограф Георгий Тимошенко. Проект «Аналоговое фото в Иркутске», октябрь 2023 г., к сожалению, не многие позволяют публиковать фото с их лицами, поэтому приводим лишь один пример из многочисленных кадров с подобных вечеринок…

Не бойтесь экспериментировать, друзья, не ждите от плёнки какого-то волшебства, если мало понимаете или не знаете правил экспозиции, но если хоть что-то смыслите в технике фотографии, то плёнка способна удивить даже самых искушённых фотографов! Тоже проверено…

Школа аналоговой фотографии, Иркутск декабрь 2023 — январь 2024 г.
Главное преимущество плёнки перед любым смартфоном — это то, что все плёночные фотографии — дело именно ваших рук, а не «цифры», которая дурит наивных юзеров, вселяя в них уверенность, что это они такие «классные и умелые фотографы»)))

PostScriptum. Неискушённая в жизни молодёжь по неопытности и недомыслию выбрасывает свою плёнку сразу после проявки или, по-просту, не забирает её из проявки, довольствуясь одноразовыми сканами. Особенно, если фотки получились технически хуже, чем со смартфона. Напрасно! Пройдёт время, юность и молодость растворятся, останутся лишь воспоминания на фотографиях. Только останутся ли? Цифровые носители не вечны, файлы со временем потеряются среди тысяч других в вашем цифровом мусоре, даже бумажные распечатки с них, сделанные когда-то давно, пожелтеют и выцветут, а вот плёнка (негативы), если вы её не выбросили и не потеряли беспечно, сохранит изображения на ней (на негативах) в первозданном виде, буквально нетронутыми (если не трогали плёнку-негативы всё это время!), пронеся драгоценную память о вашей юности и молодости сквозь множество десятилетий. Не только вы в сильно зрелом возрасте на закате лет, но и ваши внуки-правнуки после вас, найдя вашу плёнку в семейном архиве, смогут вновь отсканировать и/или напечатать на фотобумаге прямо с плёнки полноценные свежие фотографии тех лет — репортажные изображения моментов, когда бабушки и дедушки были весёлыми и молодыми, и не важно, какого они технического качества — они аналоговые — дело рук (hand-made) бабушек и дедушек, когда те ещё были живы!

Берегите плёнку, друзья! Негативы, как и все аналоговые носители, имеют архивное значение, их ценность растёт со временем…

плёнка однозначно не любит рукож-пых «фотографов»))) это вам не хитрож-пая «цифра», зато если у вас хоть что-то получилось на плёнке, то это «хоть что-то» дело именно ваших рук и ваших собственных мозгов (значит они у вас есть!), а не чужих…