Плёночные фотографы знают, что такое «пушить» (push film) или «пуллить» (pull film) плёнку под те или иные условия экспозиции. Плёнка, особенно если она чёрно-белая, позволяет легко «изменить» ИСО (iso), с последующей технически правильной, то есть приемлемой именно для каждой конкретной плёнки, перепроявкой (пуш-процесс) или недопроявкой (пулл-процесс). Погуглите про «пуш» и «пулл» процессы проявки плёнки в зависимости от особенностей экспозиции, найдёте много интересной информации, или скачайте для чтения полезные материалы в конце данной публикации.
Что значит «технически правильно» проявить? Это значит, что если плёнку с ИСО-400, к примеру, отсняли как ИСО-200 или даже ИСО-100 в яркий солнечный день, например, или, наоборот, в сумерках или в полумраке отсняли её как ИСО-800 или ИСО 1600, то уменьшить или увеличить время проявки (технически правильно недопроявить/перепроявить) можно в соотвествии с рекомендациями производителя!
Главное, заранее определиться на каком ИСО будете снимать и отснять всю плёнку именно на этом ИСО, так как плёнка будет проявляться не частями, а вся целиком. И не забудьте заранее сообщить лаборатории или мастеру — на каком ИСО отсняли вашу плёнку, чтобы правильно выбрать режим проявки, если хотите получить желаемый результат!
Из нашего ассортимента наиболее всего подходит для пуш-процессинга плёнка Илфорд НР5+ (Ilford HP5+), специально созданная в Великобритании для этих целей! Результат того, как она легко «тянется» («пушится») посмотрите в фотогалереях и на наших страницах в соцсетях. Иркутяне смогут оценить снимки, сделанные в условиях недостатка освещения в тёмных павильонах Иркутского зоосада — там всегда полумрак. Илфорд НР5+ с номинальной светочувствительностью в ИСО-400 легко справилась на ИСО-3200, показав великолепный результат! При этом, проявление этой плёнки пуш-процессом в микрофене не даёт увеличения зерна в отличие от других проявителей и других плёнок, которые заметно «шумят» на «пуше».
Плёнка Илфорд НР5+, специально созданная для пуш-процессинга и снимки с которой вы видите в фотогалереях, была проявлена нами по таблице производителя с рекомендуемыми режимами процессов на разных ИСО особенным проявителем «Микрофен«, который был создан и предоставлен нашими коллегами из Проявошная в Новосибирске.
Цветные плёнки также позволяют снимать и проявлять на плюс-минус пару-тройку стопов, что отражается на маркировке их кассет (второй ряд контактов DX-кода), однако, в отличие от ЧБ, любые отклонения от номинальных параметров чреваты смещением цвета, хотя во многих случаях получается любопытный художественный эффект, который активно используется в кинематографии, например. От того киноплёнка и производится изначально с возможностью снимать на пару-тройку стопов в ту или иную сторону, в зависимости от замысла оператора — Директора Фотографии (Director of Photography) по голливудской номинации. Посмотрите проспекты и промо-ролики Истман Кодак к знаменитым плёнкам серии Vision3, там обязательно найдёте примеры таких «отклонений» от номинальных параметров экспозиции.
Вот что получается на нашей плёнке Kodak Vision3 500Т, снятой в полумраке на ИСО-3200 (вместо номинальных ИСО-400/500) и проявленной, соответственно, на несколько стопов дольше обычного. Для киноплёнки Kodak 500Т — вечерние и ночные съёмки при неоновом освещениии — это считай родная стихия — в интернете найдёте много примеров на ней. К сожалению, не многие позволяют публиковать фото с их лицами, например кадры с танцпола или свадебных застолий, поэтому публикуем лишь один пример из многочисленных подобных вечеринок. Смело снимайте свои памятные события на наши «киношные» плёнки, только, сдавая их на проявку после вечерних и ночных фотосессий, не забудьте предупредить об этом мастера проявки!
Умникам, утверждающим, что перепроявка/недопроявка влияет «лишь» на контраст негативов и к ИСО самой плёнки якобы «никакого отношения не имеет» стоит подумать, откуда производители плёнки «берут» это самое ИСО, когда изобретают/выпускают новую эмульсию для своей плёнки. Как определяют светочувствительность новой плёнки с новой эмульсией, которую ранее не производили? Просто добавляют в процесс производства эмульсии больше/меньше серебра и, вуаля, вот «вам новое ИСО»?!
Чтобы стало понятно, как химики, задействованные в процесс изобретения новых формул эмульсии фотоплёнки, определяют её светочувствительость (ИСО — ISO — как и советский ГОСТ или немецкий DIN — лишь её измерители), стоит обратиться к специалистам. Ниже — фрагмент из книги доктора технических наук Е.А. Иофиса: «Справочник фотолюбителя» Москва, 1976 г.
Производитель не просто голословно указывает ИСО своей плёнки на упаковке, но и параметры проявления, чтобы получились негативы нормальной плотности, полностью соответсвующие ожиданиям фотографов от этой плёнки с этим ИСО. Другими словами «ИСО» без заранее заданных параметров проявки не бывает! Откуда производитель «взял» это самое ИСО и «заранее заданные параметры проявки»? Экспериментальным путём, конечно же:)) — Зная (подбирая!) концентрацию фотографического серебра и других элементов в производстве новой эмульсии, производитель экспериментирует, подбирая оптимальные параметры проявки. Те, кто занимался или хотя-бы раз в жизни видел как печатают фотографии при свете красного фонаря, могут иметь представление как изображение появляется на плёнке во время проявления… Очень рекомендуем заняться аналоговой фотопечатью, чтобы увидеть это волшебное зрелище — появление вашей картинки на свет!
Снимайте на плёнку, друзья, не бойтесь экспериментировать с «пуш» и «пулл» процессами, смело приносите нам на проявку ваши плёнки, проявим как надо с предсказуемым и ожидаемым результатом, а ещё лучше самим научиться в нашей фотошколе, это не сложно!
Школа аналоговой фотографии, Иркутск 2022 г.