Тарантино: «Магия кино — это серия фотоснимков на 35-мм плёнке». Ещё раз про киношные «фильмы» для вашего фотоаппарата

В чём отличие профессиональной плёнки Фуджи и Кодак от любительских — тех, что пока ещё продаются в «магазинах» в «бюджетном» ценовом сегменте в привычных упаковках? В цветах! Они не ярче, нет, они киношные. Стало модным красить-перекрашивать цифровые или оцифрованные фотки в киношный цвет, посмотрите на количество роликов на ютубе с инструкциями о том, как перекрасить ваши цифровые снимки в киношные цвета в Фотошопе. Офигеете, сколько сложностей.

Тем, кто фотографирует на любую цветную плёнку, фотошопить (т.е. тянуть кривые, накладывать маски и т.п.) нет смысла: обязательная при печати или сканировании цветокоррекция делается в любом простом или простейшем графическом редакторе если не на «раз», то на «раз-два», разумеется, если не ошиблись с фотоэкспозицией.

«Зачем пытаться искусственно воспроизвести «плёночное» изображение, когда существует сама киноплёнка? Киноплёнка. Без компромиссов». Так указано в проспекте Кодак VISION3 250D/5207 — новая плёнка от Кодак, которая представляет собой «расширение линейки киноплёнок платфомы Vision3 и новый диапазон возможностей в производстве» кинофильмов».

Чтобы получить киношные цвета, фотографируйте на киношную плёнку, именно на ту, на которую снимали свои киношедевры (и благодаря которым производство плёнки сохранилось!) такие мастера Голливуда, как Квентин Тарантино и Кристофер Нолан, например. Это вполне возможно даже на ваши «мыльницы» не только в Москве и Питере, но и в Иркутске, Новосибирске, и во многих других городах! Такая плёнка для ваших фотоаппаратов есть в продаже за вполне разумную цену, намного ниже любительских «коробочных» кодаков и фуджи, поищите на сайтах частных объявлений в интернете.

Тем, кому не понятно, как такие плёнки оказалась в продаже, отсылаю к статье «Ещё раз про ECN-2, самокрутки из киношных плёнок и мастерство…», где описан процесс их создания в приемлемый для зарядки в ваш фотоаппарат вид.

Здесь лишь приведём доказательство про Квентина Тарантино и Кристофера Нолана. Напомним, что именно благодаря им Кодак после банкротства не канул в небытие и заводы в Рочестере загрузились хотя-бы частично, но на годы вперёд хоть какими-то гарантированными заказами на плёнку от голливудских киностудий!

Посмотрите этот двухминутный фильм «Почему плёнка?» Обратите внимание на маркировку плёнок, из которых сделана эта нарезка, узнайте именно вашу, купленную у нас (сравните с фирменной маркировкой вдоль перфорации вашего негатива!), или приходите к нам, в продаже есть и Eastman 5207 и Eastman 5219 из серии Kodak Vision 500T по доступной цене!

Погуглите, найдёте много интересного про выживание плёнки, приведу лишь один показательный фрагмент из интервью с Квентином Тарантино: “I’ve always believed in the magic of movies, and to me the magic of movies is connected to 35 mm, because everyone thinks, you can’t help but think, that when you’re filming something on film, that you’re recording movement. You’re not recording movement. You’re just taking a series of still pictures. There’s no movement in movies at all. They are still pictures, but when shown at 24 frames a second through a lightbulb, it creates the illusion of movement, so thus, as opposed to a recording device, when you’re watching a movie, a film print, you’re watching an illusion, and to me that illusion is connected to the magic of movies”

Вряд ли кто-то усомнится в гениальных способностях Тарантино снимать зрелищное кино на плёнку. И если вы разберёте приведённый отрывок из цитаты знаменитого мастера голливудского кино полностью, в контексте того, что он говорит о плёнке в противовес «цифре» (точнее — видеозаписи движения!) то, даже, не зная язык (используйте хотя бы компьютерный переводчик), поймёте, что мэтр говорит о магии кино как о «серии фотоснимков». Кстати, почему оператор, тот кто управляет камерой и создаёт картинку, называется в Голливуде «Director of Photography» не задумывались?

А теперь о тех самых цветах. Любительская плёнка изначально и всегда была предназначена для супер-массового производства, а значит для массового середнячка, падкого на всё яркое и блестящее потребителя-профана. И не спроста именно 80-90-е годы — одновременно и расцвет и закат (об этом в других статьях) массовой плёночной индустрии в преддверии массовой «цифры». Сравните, что у вас получилось на любительских (купленных в магазинах, в фирменных бумажных коробочках Kodak Gold и Fujicolor, например) с тем, что у вас получится на киношных плёнках KODAK VISION3 500T Color Negative Film 5219 или Fujifilm F64D 8522 хотя бы.

Понятно, почему в журналах и на видео картинка с киношных кадров голливудских кинофильмов не пестрит ядовитыми красными, зелёными и синими цветами в отличие от ваших фотографий с мыльниц, например? Представьте (вспомните) себя на 1,5-2 часа в кинозале, чтобы понять логику инженеров и химиков голливудской киноплёнки, подбиравших особенную эмульсию с приглушёнными, мягкими цветами для большого кино!

Под «серией фотографий на 35-мм плёнке» Тарантино конечно-же имел ввиду нечто подобное… Обратите внимание на чёрную сторону плёнки, которую заряжают в кинокамеру — это тот самый сажевый слой, о котором говорится в публикации про киношные плёнки!

А теперь взгляните на спор адептов «тёплых» кодаковских и «холодных» фуджиковских цветов через призму большой кинемотографии, чтобы понять иронию настоящих мастеров кино. Смешно, не так ли, рассматривать дебаты вокруг любительской плёнки? Кстати, фанатов Nikon и Canon это тоже касается (матрицы цифровых камер не далеко ушли от любительской плёнки!))), производители «цифры» разводят незадачливых юзеров как котят!

Что важно помнить и не забывать, когда имеешь дело с цветной негативной плёнкой? Визуализация плёночного цвета (в отличие от визуализации света в чёрно-белой фотографии) ВСЕГДА сопровождается цветокоррекцией! Передача цвета вашей негативной плёнки на скан цифровым способом или на цветную фотобумагу аналоговым путём, это — неизбежная цветокоррекция, другое вопрос, происходит ли это — цветокор — автоматически (в предустановленных настройках сканера плёнки) или вручную.

В этой презентации возможностей киноплёнки Кодак 500Т обратите внимание на сравнение двух эмульсий  Eastman 5218 и Eastman 5219 . Успокойтесь, фотографы! Это для мастеров-киноделов, которые увидят разницу на большом киноэкране, а не на форматах 10х15 или пусть даже А4…

Обратите внимание и задумайтесь, зачем колорист понадобился в приведённом выше видеоролике-презентации киношной плёнки Kodak? Не для того ли, чтобы передать акцент, благодаря неестественным, т.е. ненаблюдаемым в природе на фоне остальных предметов, ярко красным и ярко, даже ядовито жёлтым цветам в середине фильма (в Голливуде умеют сделать визуальный акцент, когда надо)? Или для того, чтобы понять разницу эмульсий 5219 и 5218 на 500Т? Уверен, ваши мониторы и дисплеи вряд ли передали эту разницу! Цветокор, однако…

За плёнкой приходите к нам в офис!

Декабрь 2020 г., р. Олха, Шелеховский район Иркутской области. Плёнка KODAK VISION2 500T Color Negative Film 5218 с самой популярной iso-200 для любых фотоаппаратов, всегда есть у нас в наличии для наших учеников. На эту плёнку были сняты такие фильмы как “Ван Хельсинг“, например, или “Совокупность лжи” Ридли Скотта, или знаменитые “Трансформеры” Майкла Бея, именно на этой плёнке мы видим Брюса Уиллиса в “Крепком орешке(см. идентификатор Eastman 5218 вдоль перфорации на плёнке)!

PS. Одна из следующих публикаций будет, возможно, о феномене «шума» в фотографии и характерном плёночном зерне (см. фото в самом верху — главную иллюстрацию к этой публикации — снято на KODAK VISION2 500T Color Negative Film 5218), следите за обновлениями на сайте, не пожалеете. А пока рекомендую посмотреть ещё один промо-ролик плёнки серии 500T с классическими киношными цветами. Устройтесь по-удобнее (это всего 5 минут!) и получите эстетическое удовольствие от картинки с правильными цветами, тенями и полутонами, развивайте свой вкус и стиль…

Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Не так сложно как кажется!

Зениты, ФЭДы, киевы, смены и т.д. — как же много интересного выпускал Советский Союз в ХХ веке плёночной фотографии. Молодежь интересуется механическими ретро-камерами из далёкого «винтажного» прошлого нашей страны, но, по совету старших (пап-мам, дядей-тётей и т.д.), всё-таки фотографирует на плёнку, упорно используя их заморские плёночные «мыльницы» — компакты-автоматы — так проще, «щёлк» и всё, не надо заморачиваться механикой мануального режима «большой фотографии», многие мыльницы даже плёнку обратно в кассету смотают для сдачи на проявку: как удобно, но как примитивно.

Если вас не устраивает такая амёбная одноразовость (щёлкать автоматом быстро надоест, очень скоро вы поймёте, что ваш телефон, вообще-то, лучше, проще и гораздо дешевле плёночных мыльниц с этим справляется), то эта статья для вас.

Так как же быть с ретро-механикой, которая так часто мелькает в объявлениях на вторичном рынке: неужели всем этим зенитам, ФЭДам, зорким, киевам, сменам и т.д. суждено в лучшем случае пылиться на полках? Не надо бояться механику, и не слушайте разбалованных мыльницами старших «товарищей», для которых она и во времена их юности-молодости была технически недоступной. Всё на самом деле просто! Тем более сейчас, когда в интернете есть не только куча информации, как пользоваться этими механическими «чудо-гаджетами» прошлого века, но и софт, который поможет «щёлкать» на механическую камеру более-менее правильно.

Не надо тратиться на фотоэкспонометр, достаточно скачать на свой смартфон программу для экспозамеров (найдите в интернете бесплатный софт типа Lightmeter, Lightmate и т.п.), чтобы хотя бы ориентироваться в понимании того, сколько света нужно вашей плёнке. Этого достаточно, чтобы начать осваивать механику на пути к «большой» и настоящей фотографии.

Для начала немного теории. Старые фотоаппараты, как и вся винтажная техника, не терпят грубой силы, если что-то не поддаётся усилию, не нажимайте и не давите «что есть дури». Прежде, чем нажимать на кнопки и рычажки, поинтересуйтесь, зачем они созданы, для чего. Вообще, не плохо бы выяснить функционал камеры, но если вы её уже купили, понятно, что с этим были проблемы, так как не то, чтобы не у кого спросить было, вы, скорее всего, даже не задались таким вопросом («типа, щёлк и всё!»), но дело сделано и вы купили (надеюсь, не переплатили?) и… начнём с выбора камеры на будущее.

Выбор начинается с цены. Сколько стоит винтажная фото-механика? Уже одно обилие предложений одних и тех же номинантов должно сказать о том, что рынок предложений давно сформирован, насыщен и, наблюдая за ликвидностью товара (зная информацию), можно судить о цене сделок (рынок спроса) по каждой номинации. Прежде, чем браться за эту статью, я не стеснялся торговаться и реально покупал фотоаппараты и прочую технику для нашей фотошколы по заявленной ниже цене! Поэтому, поверьте в полугодовой (с начала августа 2020 г. по сей день) опыт автора этой публикации. Почти шесть месяцев непрерывного наблюдения и активного участия в покупке аналоговой б/у фототехники стоит того, чтобы стать экспертом в этой области.

Рынок — это всегда сравнение и торг (не стесняйтесь торговаться, торг не уместен только когда продавец выставил товар по заниженной цене, но такое, поверьте, редкость в наше время!), всё познаётся в сравнении, «несравненны» лишь уникальные образцы, к коим рассматриваемые нами в этой статье камеры ну никак не относятся, при всём желании их, порой неадекватных и, по-просту, жадных тупых (глупость и жадность — родные «сёстры») продавцов. Итак, давайте пройдёмся по вторичке «винтажной» фототехники от простого к сложному.

Повторюсь, речь пойдёт о самой массовой, представленной на рынке подержанных товаров, технике, прицениваясь к которой, помните, что это, как говорят маркетологи — «рынок покупателя», а не продавца, а значит: уж коли вы покупатель, не стесняйтесь торговаться и назначать вашу цену, не спорьте с барыгами и не спешите с покупкой по спекулятивной цене избыточно массового товара, смело переходите к другому аналогичному объявлению, адекватного продавца на рынке покупателя найти не сложно!

Начнём с легендарной камеры начального уровня «Смена 8М» и аналогов. И не потому, что это была моя первая камера, отец подарил мне её в 1979 г. безо всякого случая, просто купил и всё, стоила она в советские времена дёшево, потому, что была самая простая, проще некуда и продавалась везде, во всех промтоварных магазинах. Раз камеру можно было купить просто так, мимоходом, т.е. мимо магазина проходя, то нетрудно предположить, что она не была редкостью в советских семьях. И это так! Поинтересуйтесь, кстати, не увлекался ли кто-то из ваших близких и знакомых старшего поколения фотолюбительством в годы СССР, тогда почти наверняка, где-то в чулане, в гараже или на антресолях среди прочего хлама у них завалялся такой экземпляр. И если да, то скорее всего, на все 100% он рабочий! Надо сильно и специально постараться, чтобы его сломать.

Правильная (адекватная) цена на Смену 8м сегодня (в ценах 2020 г.) — 250 российских рублей, не более! Не может простая техника начального уровня стоить столько же или дороже более сложных механизмов, не так ли? Тем более, что по тиражу выпуска Смена 8м, вроде бы, в книге рекордов Гинесса как «самый массовый фотоаппарат планеты», проверьте, погуглите, чтобы узнать правду. Ломаться там, правда, нечему, принцип затвора, рычажок которого расположен на объективе, был изобретён немцами ещё в позапрошлом веке и с тех времён только совершенствовался на советских заводах.

Максимум, что может отсутствовать у Смены 8м — это родная приёмная катушка, их часто теряют нерадивые хозяева. Но это не беда, любая катушка от пустой кассеты «135» подойдёт под плёнку 35 мм. Вобщем, всё просто: осматриваете внешний вид камеры и футляра (родной футляр у Смен сидит как влитой!), объектив крутится, линзы чистые, открываете заднюю (другой нет)) крышку (замочек-защёлка сбоку-слева), взводите затвор (рычажок на объективе) и щёлкаете. Смелее, там реально нечему ломаться и сделано на совесть!

Любую камеру (не только Смену, а любую!) проверяйте на работоспособность её затвора, чтобы отрабатывала ВСЕ выдержки. У Смены выдержки обозначены картинками погоды на объективе сверху: ясное солнышко, облачность и т.д., крайнее левое до упора положение (крутите смело колесо выдержек, не бойтесь, камера неубиваемая!) — ручная выдержка, очень удобна для просмотра чистоты линз и лепестков диафрагмы (колёсико вращения диафрагмы — в центре объектива вокруг линзы).

Зачем камере нужна диафрагма, да и выдержка тоже — погуглите сами или спросите у более осведомлённых товарищей, а лучше приходите на наши курсы или дочитайте эту статью до конца. Если кратко, то выдержка и диафрагма — это механизмы, позволяющие формировать экспопару: дозировать порцию света, который упадёт на вашу плёнку, чтобы оставить изображение на ней. Не забывайте, что по-русски, буквально, фотография — это светопись!

При фотографировании, сразу после снимка или перед ним не забывайте прокрутить большое рифлёное колёсико перемотки кадра, если вам не нужна двойная-тройная и т.д. экспозиция (это лучше делать со штативом, тогда выразительная ломография получится!), перемотка плёнки на следующий кадр осуществляется вручную, а не автоматически при взведении затвора, как на других камерах. После окончании плёнки (колёсико перемотки кадра перестанет крутиться), смотайте плёнку назад в катушку, для этого нажмите кнопку спуска (кнопка фотографирования) и потяните вверх металлическое колёсико перемотки плёнки (по стрелке) обратно в кассету и только после этого можно открыть крышку и вынуть кассету с плёнкой внутри для проявки.

Итак, вернёмся к самой недорогой из всех механических фотокамер (помните, 250 рублей — красная цена, не стесняйтесь торговаться, вам обязательно уступят, если торговец не идиот, таких камер полно на вторичном рынке!) — к «Смене 8М». Камера, с которой начинали учиться фотографировать дети. Именно для них значения выдержек наверху объектива нарисованы в виде картинок, чтобы различали освещение, но снизу эти значения продублированы цифрами, по-взрослому, от «В» (Bulb — ручной режим, пока держите кнопку спуска, затвор не закроется) и 1/15 до 1/250 секунды.

Колёсико диафрагмы в центре объектива вокруг линзы, кроме числовых значений (от 4 до 16), дублируется подсказками под светочувствительность заряженной в фотоаппарат плёнки (ГОСТ-ASA/DIN или ГОСТ-ISO/DIN в зависимости от вашего экземпляра) — не забудьте выяснить светочувствительность плёнки (ISO — она же ASA-ГОСТ) перед тем, как приобретать её и заряжать в вашу камеру.

Что такое светочувствительность и как она измеряется — погуглите сами или спросите у более осведомлённых товарищей, а лучше приходите на наши курсы или дочитайте эту статью до конца. Если кратко, то светочувствительность — это ISO вашей плёнки (ГОСТ и DIN — советский и немецкий аналоги), это — то число, которое крупными цифрами обозначено на родной кассете от плёнки. Как правило 200, реже 100 и 400 — больше ваша мыльница-автомат, в отличие от механических камер, не потянет и в этом её инвалидная ограниченность, которая не позволит вам войти с ней в мир «большой фотографии», то есть делать художественно выразительные, осмысленные снимки, а не так «как у всех». Так что начните со Смены-8М, она научила миллионы детей (судя по тиражу конвейеров ЛОМО) настоящей фотографии, научит и вас, не сомневайтесь!

Близкая к Смене камера — «Вилия-авто». У иностранцев надо поучиться ценить советскую технику, обратите внимание, как парень на видео хвалит фотоаппарат (хоть и не «авто», но аналог) и, конечно он радуется цене, точнее соотношению цена/качество. Хоть и просят за неё торговцы безумные «ретро-деньги», но не стоит переплачивать. Красная цена в России — те же 250 рублей (я сам не давно, по приколу, «развлечения ради», купил такую по объявлению за эту сумму — 250 р., да плюс фотовспышку к ней и проявочный бачок впридачу, всё вместе — 250!), если жадные до денег торгаши не хотят торговаться, не расстраивайтесь, лучше купите за 500-1000 рублей, которые они просят в расчёте на дурачка, китайскую мыльницу — функционал будет тот же и даже больше, учитывая, что все импортные мыльницы-атоматы умеют хотя бы минимально читать DX-код на кассете плёнки.

Вилия-авто — хорошая автоматическая камера, изящный стильный дизайн и необыкновенно резкий для таких камер объектив (сравните со Сменой!). На фото — примеры снимков на плёнке iso-200 в полностью автоматическом режиме: «щёлк и всё». Насколько эта камера редкая — спросите у белорусов, выпускал её Белорусский оптико-механический завод в неимоверных количествах. Так что, если торговец, выставивший эту камеру на продажу по неадекватно высокой цене, и впрямь думает, что она, как и Смена 8М (как и зениты, ФЭДы и т.д.), какой-то «раритет» (это слово означает «редкий», кто не знает), то он или идиот или невежда.

Эта красивая камера в модном для тех лет чехле на выпендрёжном ремешочке предназначалась для девочек и мальчиков, не желающих заморачиваться техническими премудростями «большой» фотографии с её экспопарами и т.п., поэтому не будем на ней долго останавливаться. Отметим лишь, что как и Смена-8м она относится к так называемым «шкальным» фотоаппаратам, в отличие от «зеркальных» зенитов и «дальномерных» ФЭДов.

Шкальный — от слова «шкала» на объективе (от 1 м или от 0,8 м до «бесконечности») — не забудьте перед тем, как нажать на кнопку спуска, покрутить объектив и правильно (примерно, на глаз) выставить расстояние до снимаемого объекта, если хотите, чтобы он попал в зону резкости! У Смен и Вилий на объективах есть рисунки в помощь, условно обозначающие «портрет», «групповой снимок» по пояс и в полный рост, «пейзаж» и т.п.

Вполне достойный и самодостаточный комплект для начального уровня был приобретён по объявлению за 250 р. в Иркутске в ноябре 2020 г. (к нему ещё чуть покоцанный, но вполне рабочий бакелитовый бачок прилагался)

Художество на ваших камерах начального уровня можете начать (извините за тавтологию) с модной ломографии, (от которого, собственно, и произошло это иностранное слово — ЛОМО — Ленинградское Оптико-Механическое Объединение), если не жаль плёнку. Но если серьёзно хотите освоить технику и искусство плёночной, аналоговой фотографии, то выберите что-то более серьёзное.

Ну вот, и настала пора «большой», взрослой фотографии! Если хотите научиться фотографировать не по-детски, не «как все балбесы и профаны», то добро пожаловать в мир настоящей фототехники. Пришла пора обзора самых массовых и распространённых на вторичке экземпляров фотоиндустрии «Сделано в СССР»: Зенитов и ФЭДов.

<статья в работе, продолжение следует…>

Проявка плёнки? Это просто! Особенности национальной проявки-5

Молодёжь, в большинстве своём, знает, что в отличие от «цифры», изображения на плёнке появятся только после проявления — это химический процесс обработки любой плёнки. Молодёжь, за малым исключением, также знает, что это «канитель» не быстрая, но и не долгая: минилабы (фотолаборатории города) сделают это за полчаса-час, т.к. у них проявка налажена машинным способом по конвейеру, непрерывно, а частники проявят не раньше, чем через день, так как заказы у них штучные и им потребуется для проявки вашей плёнки химреактивы развести и дать им отстояться.

Про домашнюю проявку плёнки написано в первой части цикла «Особенности национальной проявки», здесь лишь уточним основные, принципиальные моменты этого ответственного процесса появления на свет (буквально!) ваших стараний в поле аналоговой фотографии.

Во-первых, это просто, гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Не забываем, что этот несложный (хотя и ответственный!) процесс был доступен миллионам фотолюбителей, включая детей (я проявил свою первую плёнку лет в 13-14, не старше!), в советские времена не было другого способа получить свои (свои собственные, а не из фотоателье!) фотографии, первые минилабы (фотолаборатории для широких масс) появились лишь в 90-е годы.

Во-вторых, это не дорого. Комплект порошков для проявки любой плёнки (хоть цветной, хоть чёрно-белой) можно приобрести в пределах 500 руб. (не знаете где и как, приходите, расскажем-покажем!) для проявки не менее 5 плёнок (максимальное количество — 10-20 плёнок — зависит от качества химии). В любом случае, даже при минимальном количестве проявок в расчёте на комплект химреагентов, экономику посчитать не сложно — самостоятельно проявлять плёнку обойдётся вам не дороже 100 руб./плёнка (на самом деле гораздо дешевле, на практике разберётесь почему)!

В-третьих, это безумно интересно. Нет более занимательного, познавательного, увлекательного и, в тоже время, таинственного процесса (своего рода, ритуала!), чем изготовление химрастворов, проявка и извлечение из фотобачка вашей плёнки с проявленными изображениями ваших фотографических миниатюр. На всё про всё — считанные (буквально секундомером!) минуты и ваша плёнка готова и вы разглядываете своё фотографическое творчество в ванной пока плёнка сушится на бельевой прищепке! Ну не чудо ли?!

Теперь всё по-порядку. Отсняли плёнку, не вздумайте открывать крышку фотоаппарата пока не смотали её обратно в кассету, иначе засветите плёнку (что не допустимо категорически!): некоторые фотоаппараты делают это автоматически, механические требуют ручной работы. Прежде чем фотографировать, надо выяснить, как пользоваться вашим аппаратом, в том числе освоить простые операции по заправке плёнки в фотоаппарат и её сматыванию назад в кассету после съёмок. Аналоговая фотография требует элементарных базовых знаний «матчасти», для этого — наши специальные экспресс-курсы: это не сложно, буквально несколько часов теории и практики в нашем учебном классе с нашими учебными материалами за чашкой чая или кофе.

Но вот, отснятая плёнка у вас снова в кассете и вы благополучно вытащили её (т.е. кассету с плёнкой внутри!) из фотоаппарата. Самое простое — отнести кассету на проявку, заплатив деньги за это и дальше читать эту статью бессмысленно. Но если вам интересен весь аналоговый процесс (или почти весь, проявкой плёнки дело не заканчивается!), то начнём проявлять.

Процесс проявки начинается с приготовления реактивов (рабочих растворов) и заправки плёнки в специальный проявочный фотобачок. Об этом читайте в первой части цикла «Особенности национальной проявки». Это лишь кажется сложным. На самом деле, как и в любом деле надо лишь начать. Как и в любом деле (аналоговая фотография — это работа руками и в этом её ценность — Hand made!), требуется элементарная практика. Нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду. И пусть вас не пугает процесс заправки плёнки в бачок, это только на словах кажется сложным, если у вас руки выросли из правильного места, то проблем не возникнет: напомним, процесс проявки был доступен миллионам фотолюбителей, включая детей. Чем вы хуже?

Плёнка заправлена в бачок? Прекрасно! Приготовление рабочих растворов — проще простого, главное — аккуратность и чёткое следование простой инструкции, которая всегда прилагается к реактивам. Если вы умеете читать, проблем не возникнет и на этой стадии. Растворяете в воде (если у вас не супер-плёнка с особенными фотосессиями, то можно и в обычной кипячёной воде, а если живёте в Иркутске, то годится и сырая вода из-под крана!) порошки в той последовательности, как указал изготовитель в своей инструкции.

Приготовление химических растворов требует аккуратности, точности (не стоит делать «на глаз» или «примерно») и соблюдения минимальных требований безопасности: пользоваться резиновыми перчатками или нет — решайте сами, чувствительность кожи у всех разная, но возможность всполоснуть руки или кончики пальцев в проточной воде должна быть «под рукой», соблюдайте чистоту и гигиену, тогда вам ничего не грозит.

Не забудьте заранее запастись мерным стаканчиком, термометром и подходящими ёмкостями для ваших будущих рабочих растворов. Мерный стакан и термометр купите в любом хозяйственном магазине, покупайте не дорого, всё равно функционал одинаковый. Под ёмкости для растворов идеально подойдут пустые пластиковые бутылочки из-под газировки или сока (только помойте их перед использованием, они должны быть чистыми внутри), главное чтобы плотно закрывались крышечками.

Именно, чтобы плотно закрывались и ещё перед завинчиванием крышечки надо максимально вытравить из бутылочки, заполненной под горлышко рабочим раствором, воздух, чтобы минимизировать контакт с кислородом, поэтому пластиковые бутылочки лучше стеклянных подходят для хранения реагентов, срок использования которых — от месяца (если свежие растворы) до недели (если проявили хотя-бы одну плёнку) — поэтому нет необходимости в химически стойком стекле, используйте обычные пластиковые бутылки, с ними проще.

Бутылочки должны подходить под ёмкость растворов, ориентируйтесь на ёмкость вашего бачка. Например, если ёмкость фотобачка 350 мл, то и бутылочки удобнее и рациональнее использовать такие же. Сколько растворов? Это зависит от того какую — цветную или чёрно-белую плёнку собрались проявлять. Для чёрно-белой достаточно двух растворов: собственно проявитель и закрепитель (фиксаж). Проявитель проявляет изображение на плёнке, фиксаж закрепляет плёнку, после чего она уже не боится не только света, но и времени (по-крайней мере десятилетия, как показывает практика хранения негативов, дошедшие до нас из прошлых веков), если правильно отфиксировали вашу плёнку.

Комплект для проявки цветной плёнки будет из трёх растворов (собственно проявитель, фиксаж и отбеливатель), а «киношная» плёнка (если хотите «голливудской» картинки как у Тарантино, например)) потребует четвёртый компонент для смывки сажевого слоя по процессу ECN-2 (об этом, читайте в третьей статье из этого цикла). Для этого заранее приготовьте маленький тазик и мягкое безворсовое полотенце. После «окончательной» промывки остатков фиксажа (смывать фиксаж надо долго в проточной воде — минут 15- 20, не меньше) вытащите плёнку и не удивляйтесь, что она тёмная так, что не видно раскадровки, заранее не стоит расстраиваться — это из-за остатков сажи, которые надо смыть. После того, как тщательно стёрли мягким полотенцем сажу, не забудьте ополоснуть плёнку в «стабилизаторе» (идеальный «стабилизатор» — дистиллированная вода без примесей или обратный осмос — Н2О с 0-002 ppm см. Особенности национальной проявки), чтобы не осталось пятен и ваш негатив был идеально чистым.

Комплект порошков для приготовления химрастворов для домашей проявки цветных плёнок (ECN-2/C-41)

При проявке будьте аккуратны, «цветная» химия содержит вредные компоненты, но не стоит бояться, от проявок плёнки ещё никто не умирал, достаточно хотя бы минимально соблюдать требования гигиены!

По этой ссылке найдёте подробную инструкцию по проявке цветной плёнки!

Итак, ничего сложного! Чем вы хуже детей-подростков прошлого века? Дерзайте! Если хотите узнать подробности и попрактиковаться, приходите к нам, научим. Сами фотографируете и сами проявляйте вашу плёнку. И печатать фотографии с неё тоже научим. Освойте аналоговый процесс по-настоящему, заведите свой реальный, а не виртуальный фотоальбом, а лучшие и самые удачные свои фотографии поместите в реальные, не виртуальные фоторамки (они переживут вас, поверьте, проверено поколениями!), это круче, чем обмениваться пустыми одноразовыми фотками в соцсетях, хотя и не исключает этого! Будьте настоящими, а не одноразовыми, аналоговая фотография этому способствует. Делайте руками ту добрую память, которая останется после вас в ваших фотоальбомах и в фоторамках: оставьте свой фотографический Hand made поколениям!

Институт труда, Иркутск 2021
Снято на популярную Кодак-200 Зенитом ЕТ (f: 5.6, 1/500) с объективом Индустар-61Л/З-МС. «Оцифровано» за пару секунд через обычный смартфон с аналоговой (бумажной) фотографии (обратите внимание на отсвечивание вверху) — зачем тратиться на дорогое сканирование, если ценность аналогового процесса не в том, чтобы похвастаться в соцсетях (чем вы удивите этот мир и стоит ли он того?): съёмка на плёнку и её самостоятельная проявка — лишь начало аналогового процесса, настоящий Handmade получается в финальной стадии — изготовление собственно фотографии путём проекционной химической фотопечати и это — настоящий ART — артефакт вашей реальной истории! Об этом — следующие публикации…

Как ваша камера-автомат «узнаёт» плёнку? DX-код!

Это как раз именно та самая служебная информация для фотоаппаратов, снабжённых контактами для считывания DX-кода, именно благодаря ей ваша мыльница когда надо включит свою вспышку и сама смотает плёнку обратно в кассету когда она кончится.

Молодёжь, увлечённая плёночной фотографией, по большей части щёлкает свои плёнки не на «механику», которой надо учиться, а на так называемые «мыльницы», реже — на любительские или полупрофессиональные зеркалки в программном полуавтоматическом или автоматическом режиме. Это понятно, так проще и не надо заморачиваться по поводу iso плёнки (про ИСО у нас есть отдельная статья!) и подбора экспопар «выдержка/диафрагма» в зависимости от освещённости объекта. Всё как «на цифре», как на смартфоне: просто щёлкаешь и всё, «зато какие картинки потом обалденные — плёнка — одно слово»!

Но оставим в стороне лирику. Мало кто из молодёжи знает, как эти самые «мыльницы» и прочие автоматы считывают плёнку и «узнают» о том, какая экспозиция нужна в зависимости от количества света, который она получает. В далёких 80-х плёночного ХХ века производители узкой 35-мм плёнки придумали так называемый DX-код, которым стали маркировать все кассеты стандарта 135 для этой плёнки. Кому интересно, погуглите на досуге, узнайте подробности.

Контакты внутри вашей «мыльницы» скорее всего не такие выпуклые и их поменьше, но ей и этого достаточно, чтобы «понять», какую плёнку вставил хозяин для съёмки и чтобы не огорчить его после проявки… Да здравствует DX-код!

Посмотрите на кассету вашей плёнки, наверняка видели эти неведомые чёрно-белые знаки рядом со штрих-кодом. Это, как раз, та самая служебная информация для фотоаппаратов, снабжённых контактами для считывания DX-кода и автоматической настройки своих фото-сенсоров под чувствительность плёнки. Откройте заднюю крышку вашего аппарата и присмотритесь к отсеку, где должна лежать кассета вашей плёнки, и если у вас автоматическая камера, то увидите эти самые контакты, которые позволяют вам не задумываться о технических премудростях фотографии, а просто щёлкать и всё…

Таблица DX-кодов для плёнок 35-мм
Таблица DX-кодов для плёнок 35-мм, тип 135

Для правильного чтения DX-кода поверните вашу кассету кончиком плёнки вверх, эмульсией к себе, тыльной стороной наружу и под плёнкой и штрих-кодом увидите те самые чёрно-белые знаки: сравните сочетания чёрных и белых квадратиков с рисунком на таблице DX-кодов с примерами (вверху). На фото внизу — кассеты с самым распространённым, популярным стандартом фотоплёнки — 200/36 exp., они встречаются чаще всего: универсальная светочувствительность ISO 200 1-й (верхний) ряд контактов DX — подряд три белых квадратика, потом чередование чёрного, белого и чёрного, 2-й (нижний) ряд контактов DX — это длина плёнки — 36 кадров обозначены как белый квадратик, два чёрных, снова белый (за ним ещё два белых в том же ряду — это «регулировка чувствительности» — допуск в пере- и недоэкспонировании для продвинутых автоматов, не для «мыльниц»).

Кассеты с DX-кодом на самый распространённый, популярный стандарт фотоплёнки — 200/36 exp. (ISO-200, 36 кадров)

С такими знаниями вы теперь можете прочитать DX-маркировку других кассет (см. следующее фото внизу): для плёнок с высокой чувствительностью — ISO 400 (хороши в вечернее время и в помещениях) — белый, два чёрных, два белых, чёрный квадратик, и для плёнок с меньшей чувствительностью — ISO 100 (для съёмок днём на природе, например) — чередование белый, чёрный, белый, чёрный, белый, чёрный. Обратите внимание на длину в 12 кадров, как правило, это самые недорогие плёнки — хороши для учёбы, тренировок и тестирования на разных экспопарах (об этом на наших уроках, такие плёнки для тренировок выдаём нашим ученикам бесплатно!) — можно быстро отснять, сразу проявить и увидеть результат, причём проявить плёнку можно прямо в классе!

Кассеты с DX-маркировкой (внизу слева на право): одна на плёнку ISO-100/36 кадров и две на плёнку ISO-400/36 кадров.

PostScriptum. Для тех, кто пока не умеет фотографировать в мануальном режиме: плёнка, которую мы самостоятельно наматываем на катушки в наши кассеты, соответствуют их маркировке по DX-коду. Приходите со своими мыльницами-автоматами, убедитесь в этом сами, щёлкайте на здоровье! Ещё лучше освоить механику ретро-фотоаппарата, понять сколько света нужно вашей плёнки и не зависеть от DX-маркировки кассеты. Премудростям правильного подбора экспопар научим за полдня!

Институт труда, Иркутск. 7 января 2021 г.

Искусственный интеллект и вымирающие профессии… включая фотографов?

Не за горами тот час, когда «машина», увидев вашу плёнку и снисходительно понимая, что вы хотите самостоятельно помучиться «аналоговым способом», сама подскажет, сколько и как нужно проявлять сей ископаемый предмет (а если сами не можете, то подскажет куда именно отнести, чтоб не запороть ваш «аналоговый» труд))), и после того как проявите плёнку, не забудет предложить вам наиболее удачные, на её взгляд, цифровые варианты ваших картинок с неё, да-да именно ваших картинок (вы ведь узнаете сцены и предметы ваших аналоговых съёмок), но в идеальном, т.е. уже не вашем исполнении…

Пару месяцев назад прошла феерическая презентация очередной версии Фотошопа, которую, наверняка, просмотрели, хотя-бы в изложении блогеров, все «цифровики» и которая прошла незамеченной по понятным причинам «плёночниками», а зря. Тенденция передачи рутинных операций, которые легко поддаются оцифровке, искусственному интеллекту наметилась давно и теперь уже не смешно многим и многим скептикам, которые когда-то с иронией рассматривали первые потуги компьютеров в переводе иностранных текстов, озвучивании этих текстов «металлическим» голосом, распознавании лиц и предметов, автопилотировании автомобилей на дороге с препятствиями и т.д.

Кому интересно, как далеко и бесповоротно зашёл в нашу жизнь искусственный интеллект и как скоро вы станете безработным, читай в моей статье «Глобальный тренд трудовых отношений: деградация и уход в потусторонний виртуальный мир», а здесь лишь хочу поведать об этом на примере самого популярного занятия, которым сейчас занимаются дети-подростки — созданием картинок на своём смартфоне и уж коли речь зашла о Фотошопе, то легче всего объяснить тревогу (тревогу ли?))) потери многих своей работы в ближайшие год-два на примере профессии фотографа.

Фотографы (цифровые, понятно) сетуют на сверхконкуренцию на рынке и т.п., на демпинг цен и т.п., на бессонные ночи в лайтруме/фотошопе по вытягиванию их рафок (RAW-files) — кропотливый труд, который «не учитывают неблагодарные клиенты» и т.д. и т.п. Успокойтесь и расслабьтесь! Вашу работу уже в следующем году, судя по тенденции и скорости развития IT-технологий, вполне приемлемо для массового рынка фотоуслуг сможет сделать доступный по цене софт в руках неглупого и нерукож-пого, шустрого школьника, желающего подзаработать карманные деньги на покупку…, а хотя-бы и новой цифровой камеры Fujifilm, у которой куча предустановленных, модных ныне, плёночных эффектов и профилей!

Знаю, многие любят подкрасить свои (или чужие) чёрно-белые фотки. Когда будете смотреть это видео обратите внимание на слова: «интересно, как он распознал…» — это про нейросети Фотошопа и «Весьма неплохо!» — резюме автора видео. И это только начало «машинного» раскрашивания старых фотографий, алгоритмы нейросетей учатся быстро, то ли ещё будет, очень скоро машина предложит вашим черно-белым ретро-снимкам не только классические голливудски-киношные цвета и оттенки тех времён, но и сама исправит мелкие дефекты и артефакты: идеальные картинки БЕЗ участия человека — вот будущее фотографии…

Теперь, казалось бы, должны напрячься плёночники. Но нет, невозмутимое спокойствие адептов аналоговой фотографии поддерживается как раз не тем, что пока ещё не может или даже уже может комп (процессор современной цифровой камеры в купе с искусственным интеллектом через ваш десктоп или ноут с более-менее приличным выходом в интернет как раз уже всё может и даже лучше вас!), а своими рукотворными артефактами.

Причём артефактами материальными, которые можно потрогать и пощупать руками (пусть и в перчатках), а не цифровыми… Прям, вижу, как отсеклось и оказалось за бортом аналогового мира подавляющее большинство плёночников, чьи плёнки «продолжили» свою «жизнь» в цифре… Думаю, не нужно объяснять уместность кавычек, плёнка-то пока никуда не делась, оставаясь (пусть даже в виде отработанного мусора, как у многих!) аналоговой основой дальнейшего творчества, вот только «жизнь» картинок с неё после оцифровки уже «продолжается» по законам и правилам виртуального мира, а значит в «цепких лапах» цифрового, нечеловеческого разума.

Здесь прошу понять меня правильно. Я ни в коей мере не пытаюсь демонизировать нечеловеческий разум (это уже сделали за меня футурологи), цель публикации — попытка анализа сегодняшней тенденции вчерашнего дня на примере того, что происходит с цифровыми картинками в виртуальном пространстве!

Как работает искусственный интеллект? Алгоритмы, которые создают алгоритмы. «Машина» держа в безмерной памяти облачных хранилищ (а именно там сейчас все ваши картинки) за считанные секунды перебирая миллионы вариантов сочетаний пикселей (все ваши цифровые картинки — это сочетания пикселей) выберет именно тот или те варианты, которые вы (именно вы, «машина» ведь с вами работает) посчитаете идеальными. Будьте уверены и не обольщайтесь, «машина» два раза не ошибётся и навсегда запомнит удачный вариант.

Кликайте, пока кликается, двигайте виртуальные ползунки, фотошоперы, не за горами те деньки, когда дети будут удивляться тому, как сложно давались их родителям профессиональные картинки, ведь уже сейчас многое делается если не «на раз», то «на раз-два». Аааа «творчество», говорите, «какое-то особенное фотографическое видение мира»? Успокойтесь и расслабьтесь, дорогие фотографы! Алгоритм «машины» не так уж и бестолков, она различает объекты ничуть не хуже вас и знает какие сочетания пикселей вы предпочтёте, заранее зная, что вам нравится.

Нравятся портреты от Энни Лейбовиц или Ирвина Пенна? Хотите получить что-то особенное в стиле Вивиан Майер или «просто красиво», как в глянцевых журналах или в лентах Pinterest? Нет проблем! Это сперва «Вы хочите песен? Их есть у меня!» выглядит забавно и смешно, но интеллект быстро учится, в этом его сила, алгоритмы быстро оттачиваются на миллионах вариантов изображений в облачных хранилищах и вам будет уже не до смеха, когда любая ваша фотография достигнет степени идеальной картинки ещё до того как вы успеете выразить «машине» свои хотелки… Это — как уже сейчас она узнаёт то, что вы хотите, ещё не успев набрать текст в строке поискового запроса…

Всем успехов и удачных снимков в Новом 2021 году!