Зенит — почтенная классика советской фотографии!

Зениты не могут похвастать широтой выдержек как ФЭДы, но это, как ни странно, преимущество для тех, кто только учится снимать на механику — небольшой выбор позволяет легче запомнить правильные экспопары F:/S: (диафрагма/выдержка) для разных условий освещения. Впрочем, самая длинная автоматическая выдержка на Зенитах — 1/30 секунды — вполне пригодна для съёмок на недорогие низкочувствительные плёнки с ИСО (ISO)-25 и ниже (про ИСО читай нашу специальную публикацию).

Из нашего ассортимента можно выбрать проверенную (то есть с экспериментально установленным, достоверным ИСО) недорогую киноплёнку, но если не боитесь экспериментов с непредсказуемым результатом, то нетрудно выбрать из тех, что попадутся вам случайно при покупке старой фототехники. А позволят вам снимать без проблем на такие экспериментальные плёнки на зенитовской выдержке s:1/30 сек. великолепные штатные светосильные полтинники Зенитов — объективы Гелиос (Helios) — являющиеся до сих пор непревзойдёнными стёклами по соотношению цена/качество!

Штатные (китовые) объективы Зенитов — Гелиосы разных модификаций, но все на резьбе М42 — пожалуй, самые популярные (учитывая их цену!) в мире. И это сыграло для многих аппаратов роковую роль — не умеющие снимать на ретро-механику балбесы, использовали Гелиосы через китайские переходники с резьбы М42 на байонеты цифровых камер, в то время как сами носители оказывались бесполезным хламом — до сих пор можно найти большое количество предложений «продам зениты без объектива» в интернете. Жаль! Фотографировать на эти почтенные аппараты совсем не сложно и миллионы начинающих фотографов в годы СССР без проблем осваивали эту сложную механику, «пересаживаясь» со школьных простеньких Смен на солидную зеркальную технику.

О том как выбрать Зениты подробно написано в нашей статье «Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Часть III»  — за три года цены, разумеется, выросли, но, по-прежнему, эти фотоаппараты можно приобрести за вполне разумные 2-2,5 тыс. руб, особенно если умело поторговаться — их выпускали два завода (Красногорский механический и Белорусский) в бывшем СССР миллионами штук, поэтому эти фотоапараты до сих пор не редкость и к «раритетам» их относить ещё рано! Зенит есть или, по крайней мере, был в очень многих семьях, просто не все это знают, покопайтесь в старом хламе в гаражах, на чердаках или антресолях, возможно найдёте вполне рабочий экземпляр у себя дома, на даче или у кого-то из родственников или знакомых.

И так, как же фотографировать на Зениты? Научитесь быстро, это не сложно! Берёте у нас любую плёнку, заряжаете в свой Зенит (как правильно зарядить читай наши «Советы…« или см. учебное видео внизу), выходите на улицу и снимаете себе на здоровье в своё удовольствие «сколько влезет» и ни в чём себе не отказывая! Но чтобы было с пользой, рекомендуем записывать экспопары каждого кадра в блокнотик: если плёнка свежая ИСО-200, например, и на дворе солнечно, то начните с пары s: 1/250 или 1/500 (выдержка) на диафрагме f:5,6 или 4. Если пасмурно или в тени, то дайте плёнке чуть больше света, увеличьте «дырку» диафрагмы до f:2,8 или 2,0 и/или поставите более длинную выдержку (1/125 или 1/60 секунды). Помните, что все плёнки любят свет, недоэкспонированные, недосвеченные кадры (то есть им явно не хватило света!) встречаются гораздо чаще, чем пересвеченные — это из моей практики проявки чужих плёнок.

Фотоэкспонометр может быть условным ориентиром, надо всегда помнить, что любой фотоэкспонометр даёт лишь примерные значения экспопар, точность экспонометрических замеров тоже зависит от опыта работы с ними.

Особенно внимательным к условиям освещения надо быть с низкочувствительными плёнками с ИСО-25 и ниже! Снимать их лучше на открытой диафрагме (f: 2-2,8) и на длинных выдержках (1/30-1/60 сек. в тени и не выше, чем 1/125 на солнце), в темноте такие плёнки на Зенитах без вспышки лучше вообще пока не снимать. Со временем придёт опыт и научитесь понимать и чувствовать свет для любых ИСО безо всяких экспонометров — на Зенитах это произойдёт быстро!

Хотите попробовать поснимать на Зенитах? Приходите к нам — поможем подобрать недорогую плёнку и дадим в аренду на «тест-драйв» проверенный, полностью рабочий «Зенит-ЕТ» или «Зенит-122″ с фотоэкспонометром и светосильным MC HELIOS-44M-5 или HELIOS-44M-4, а если понравится, то оставите его себе за разумную цену, будете довольны!

Проект ФЭД: Аналоговое фото в Иркутске. Институт труда, Фотошкола плёнки, март 2023 г.
См. наше учебное видео о том, как правильно зарядить плёнку в Зениты и ФЭДы.

ФЭД — доступный и стильный «дедушка» ретрофотографии

Среди любителей плёночной фотографии не часто можно встретить тех, кто фотографирует на ФЭД. Напрасно этот почтенный аппарат обходят стороной плёночники, предпочитая простенькие и безликие пластмассовые мыльницы из-за боязни перед сложной и тяжёлой ретро-фотомеханикой в металле и коже. Первый ФЭД был копией довоенной немецкой Лейки, конструкция которой была настолько удачной, что все последующие поколения ФЭДов с небольшими усовершенствованиями копировали бессмертную основу этой безупречной механики.

Фотоаппарат относится к семейству дальномерных — наведение на резкость обеспечивается путём совмещения изображений в замысловатом видоискателе через призму дальномера. Уже за одно это его стоит приобрести и попробовать в деле! Если присматриваетесь к ФЭДам, то в нашей статье «Как выбрать и фотографировать на советские механические ретро-камеры (Зениты, ФЭДы, Смены и т.д.)? Часть II» найдёте советы о том, как выбрать рабочий фотоаппарат. Статья была написана три года назад, с тех пор цены почти на всё выросли, но, по-прежнему, эти фотоаппараты можно приобрести очень недорого, в пределах 1,5-2 тыс. за вполне рабочий экземпляр.

Фотоаппараты ФЭД выпускались миллионами штук с довоенных времён вплоть до распада СССР в 90-х гг. — они мало изменялись внешне, такие же стильные увесистые ретро-камеры в великолепных кожаных чехлах, с вполне приличной штатной светосильной оптикой «Индустар-61» (И-61) 2,8/52-55 мм на резьбе М-39, что позволяет экспериментировать с более светосильными Юпитерами от дальномерных фотоаппаратов Зоркий и Киев.

Сильной стороной ФЭД является широкая шкала длинных выдержек от 1 секунды до 1/30 секунды — идеально подходят для съёмок на недорогие низкочувствительные плёнки, которые часто можно встретить на вторичном рынке по привлекательной цене. В нашем ассортименте найдёте цветные и чёрно-белые кино- и фотоплёнки с проверенными ИСО 12-25 по вполне доступной цене в 150-200 руб. Выбираете любую, заряжаете в свой ФЭД (как это сделать читай наши «Советы…» или см. учебное видео внизу), выходите на улицу и смело снимаете на открытой диафрагме (на объективе «И-61» — это значение f:2,8, на Юпитерах — f:2,0) и на выдержках s: 1/15 или 1/8 секунды получите вполне достойные снимки на бюджетных плёнках с ИСО-25, ИСО-12 и даже более низких ИСО (про ИСО читай нашу специальную публикацию) — такие плёнки ещё попадаются — это, в основном, Свема и Тасма советского производства прошлого века! Фотогалерея внизу составлена из примеров, снятых на наши старые плёнки с низкими ИСО на разных аппаратах марки ФЭД. Обратите внимание на ночные снимки движущихся машин ночного города и на дневные снимки «замороженной» в движении воды горных ручьёв — эти снимки получены на выдержках 1-1/4 секунды (со штативом, разумеется)…

Только не подумайте, что ФЭДы предназначены исключительно для старых плёнок! Короткие выдержки 1/125-1/500 секунды и, в зависимости от освещения, прикрытая диафрагма (f: 5,6 и более) на ярком солнце и открытая (f:2-2,8) — в тени, вполне позволяют снимать и на свежие плёнки с ИСО-200, ИСО-400… помните афоризм профессиональных фотографов: «Снимает не камера, снимает человек»!

Хотите попробовать ФЭД? Приходите к нам — поможем подобрать недорогую плёнку и дадим в аренду почти новый, проверенный, полностью рабочий «ФЭД-5В» в фирменном кожаном футляре, а если понравится, то оставите его себе за разумную цену, прослужит долго, проверено временем!

Проект ФЭД: Аналоговое фото в Иркутске. Институт труда, Фотошкола плёнки, март 2023 г.
См. наше учебное видео о том, как правильно зарядить плёнку в Зениты и ФЭДы.

SOVCOLOR для цветных ДС/ЦНД или «Особенности национальной проявки»-6

Продолжаем цикл про «Особенности национальной проявки», на этот раз поделимся опытом проявки советских цветных плёнок. Снова хотим предупредить всех новичков и не искушённых в плёнке фотографов: просроченные фотоматериалы ВСЕГДА теряют свою номинальную светочувствительность, а сильно просроченные, т.е. с отметкой производителя на фирменной коробочке: «проявить до…» (Exp. date, process before…) и стоит дата давно минувших лет, — не только «гарантированно» потеряли свою номинальную светочувствительность, но и несут риск неудачи проявки, даже если вы экспонировали фотоматериал с поправкой на эту потерю. Любую просрочку мало правильно отснять, не менее важно правильно проявить.

Итак отсняли на малых ИСО (25 и ниже!) плёнку, пришла пора проявить и посмотреть, что получилось. Можете проявить в «обычном» С-41 для цветной проявки — вполне может получиться неплохо, но можете и потерять цвета: насколько плохо/неплохо — воля случая. Проявка обычными реактивами для С-41 даже в нестандартно низких («холодная проявка») температурах не гарантирует удовлетворительный (тем более — хороший, что редкость) результат. Кто не читал нашу статью «Привет из прошлого века! Часть 2: Как отснять и проявить старую плёнку (и стоит ли заморачиваться)? Особенности национальной проявки — 4» настоятельно рекомендуем к прочтению прежде, чем двигаться дальше.

В фотогалерее ниже приведены более-менее удачные результаты проявки советской Тасма ДС-5м, о которой мы уже писали ранее , Тасма ЦНД-32 (СССР, 1989 г.) и немецкой (ГДР, 1992 г.) ORWOCOLOR NC-21 (об этом тоже была у нас публикации) реактивами для специального («домашнего») процесса С-41.

Но такие удачные результаты бывают, увы, не всегда. Советские плёнки типа ДС, ЦНД, ЛН и т.д. разрабатывались для обработки реактивами, существенно отличающимися по химическому составу и более сложному режиму проявки от процесса С-41, поэтому зачастую можно столкнуться с печальными результатами частичной или полной потери цветов, а то и вовсе порчи негативов. В фотогалерее ниже — результаты того, что не редко бывает после «традиционной» цветной проявки.

Более предсказуемые результаты можно получить специальным набором химии — «SOVCOLOR», который разработан по советской рецептуре химикатов, предназначенных для проявки цветных плёнок производства СССР. Это более сложный процесс нежели С-41, в отличие от которого используется уже не три раствора (проявление, отбелка и фиксаж), а целых пять, кроме того процесс Sovcolor включает не три стадии как в С-41, а в два раза больше: 1) размачивание, 2) проявление, 3) допроявление, 4) фиксирование, 5) отбеливание и 6) окончательное фиксирование! В изображении к этой записи (см. на самом верху) и фотогалерее внизу — результаты такой проявки.

Разумеется, более сложная проявка, делает процедуру и более дорогой, при этом набор для Sovcolor отнюдь не дешевле наборов С-41, поэтому мы предоставили выбор любителям плёночной фотографии: рискнуть и проявить свою советскую просрочку недорого процессом С-41 без гарантии сохранения цветов или проявить более сложным и дорогим, но более предсказуемым процессом Sovcolor. При этом, даже с учётом более дорогой и сложной проявки химией Sovcolor, общая итоговая стоимость затрат на советскую просрочку с учётом невысокой цены на неё (у нас!) всё равно ниже, чем на безумно дорогие «свежие» импортные аналоги. Как поступить решать вам!

Всем успехов в освоении плёнки и способов её проявки, не бойтесь экспериментировать, приходите к нам!

Марат Байгереев, Школа аналоговой фотографии. Иркутск 2023 г.

Цветная негативная пленка KODAK VISION3 500T/5219 производства США 2022 года — то что надо к Новому году!

Мы уже писали про эту популярную у кинематографистов и фотолюбителей плёнку, она давно в нашем ассортименте, но та была производства 2011 года с остаточным ИСО всего 100 единиц. Недавно к нам поступила свежая «500Т» производства 2022 года с заявленным в её проспекте индексом экспозиции до 500 единиц. Высокая светочувствительность — ИСО-400/500 эта плёнка держит уверенно, что позволяет снимать практически в любых условиях. В преддверии новогодних вечеринок KODAK VISION3 500T 5219 станет хорошей альтернативой «коробочным» KODAK Ultramax 400 или Fujifilm Superia X-tra 400 с той же светочувствительностью, но по цене в 2 раза дешевле!

После проявки KODAK VISION3 500T/5219 вы увидите её маркировку (если хорошее зрение или через лупу, так как буквы и цифры очень мелкие!) — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5219», далее — номер бобины (наша — 452) и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2022

Как эта бобина попала к нам, какими запутанными путями — это отдельная детективная история, увы, санкции делают импорт из США и других стран всё более сложным и почти невозможным, по этой причине, наверное, это последняя плёнка, которую нам с большим риском потери, всё-таки удалось доставить в Иркутск.

Поэтому, не ждите когда плёнка закончится, приходите и смело выбирайте для ваших фотосессий и фотопроб ту, что более всего подходит к условиям освещения, а если пока не определились с локацией, то KODAK VISION3 500T с проверенной ИСО-400 или KODAK VISION3 250D (о ней — в предыдущей публикации) с проверенной ИСО-200/250, обе производства США 2022 года — не подведут в любую погоду и в любых условиях освещения, как указано в их фирменных проспектах.

Сочные цвета, мягкие полутона и тени — выбор создателей этого фильма не случаен: одна из трёх плёнок Kodak Vision3, на которые он был снят — 500T/5219 (если хорошее зрение, то увидите маркировку проявленной плёнки вдоль её перфорации: «Eastman 5219«), приходите к нам в офис, попробуйте!

Как и все другие цветные плёнки — 500Т хранится у нас в холодильнике по рекомендации KODAK (см. на с. 3 проспекта) при температуре не выше 13°C (в катушках 135, готовые к зарядке в ваш фотоаппарат) и в морозильной камере при -18°C (длительного хранения) в фирменной заводской бобине! 

135Как и прежде, в нашей фотошколе все желающие могут не только проявить свои киноплёнки по процессу, аналогичному «ECN-2», но и научиться это делать самим. Как и на других киноплёнках Кодак, после проявки вы увидите (если хорошее зрение или через лупу!) маркировку — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5219», далее — номер бобины и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2022

KODAK VISION3 500T/5219, 2022 г. — то что надо к Новому году!

С наступающим Новым годом и удачных фотографий!

Марат Байгереев, Иркутск, 1 декабря 2022 г.

PostScriptum. Закончить эту публикацию хотелось бы словами из предыдущей, про KODAK VISION3 250D. Смело покупайте нашу плёнку, снимайте в своё удовольствие хоть днём на улице, хоть при ламповом освещении дома и не ведитесь на умничания «экспертов» — литера «Т» в наименовании киноплёнки 500T  — «Tungsten» (вольфрам), в отличие от «D» — «Day» (день) — в плёнке 250D, например, имеет значение лишь для киноделов и для павильонов кинокомпаний. Это не для фотографов, не устану повторять. Поэтому фотографируйте на эту плёнку хоть днём на солнце, хоть на «лампе» в студии, будет всегда отлично, если правильно построили кадр и попали в экспозицию, а с ИСО-400/500 сложно промазать.

Единственное, что может иметь значение в наименовании всех этих киноплёнок для фотографов — это первые слова: KODAK VISION3 — и то весьма относительно, так как размер кадра в кино и размер пусть даже самой большой фотографии — мягко скажем, не одно и тоже! Задумайтесь, почему Кристофер Нолан, Квентин Тарантино или Мартин Скорсезе снимали свои киношедевры на «сток», состоящий, как минимум, из обеих плёнок — VISION3 500Т и VISION3 250D — и ответ будет не всегда очевиден. Производитель создал разные эмульсии этих двух плёнок для того, чтобы они дополняли друг друга в разных условиях освещения и в разных «эмоционально окрашенных» сценах…

Киноплёнка KODAK VISION3 250D/5207: это вам не «Gold» и даже не «Portra»!

В нашем ассортименте относительно недорогих плёнок есть не только экспериментальная просрочка, но и вполне себе свежие, например, KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207 производства США 2022 года.

Мы вскользь писали про эту плёнку в статье «C-41, ECN-II, D-76, push&pull и т.д. и т.п. (Особенности национальной проявки-3)», на примере самокруток из киноплёнок 35 мм для ваших фотоаппаратов. В той публикации говорилось об особенностях проявки разных типов плёнок, в частности, про процесс проявки ECN-2, разработанный фирмой Кодак для проявки коноплёнок. Минилаборатории Иркутска, по-прежнему, не примут такую плёнку на проявку из-за сажевого слоя, который испортит химию проявочной машины, заточенной под массовый процесс проявки С-41 для «обычных» цветных фотоплёнок. Поэтому, как и прежде, в нашей фотошколе все желающие могут не только проявить свои киноплёнки под «ECN-2», но и научиться это делать самим.

Проект «Аналоговое фото в Иркутске» давно распространяет и проявляет киноплёнки 35 мм, адаптированные для фотоаппаратов в обычных кассетах типа 135. Но если раньше мы имели дело в основном с недорогими просроченными киноплёнками, (см. упомянутую публикацию про киноплёнки — раздел «Экспериментальные плёнки» в меню «Тесты» ) то сейчас они попадаются всё реже, видимо, заканчиваются на складах их запасы. Хорошо, что Кодак (это, правда, уже не тот старый добрый плёночный гигант «Кодак», что до банкротства) продолжает производить плёнку, точнее — возобновил производство знаменитой на весь мир кино и фотоплёнки, пусть и не в прежних масштабах.

Цены, конечно же, уже не те что были раньше, но и к ним потихоньку привыкли. Публикацию «Размышления о плёнке и о ценах в 2022…» также рекомендуем к прочтению, если ещё не читали. И несмотря на безумный рост цен на фотоплёнку, стоимость путь и подорожавшей киноплёнки, в пересчёте с метров и футов на длину в 36 кадров (это примерно 1,6 м), всё равно ниже «коробочных» Gold, ColorPlus, Ultramax или Portra в пластиковых контейнерах и цветастых коробочках.

При этом, качество киношных негативов ничуть не уступает «коробочным» фотоплёнкам, а по ряду специфических технических и эстетических параметров «даже» (кавычки — от иронии) превосходят их. «Киношный» цвет и так любимую многими «киношную» картинку, которую без обработки цифровых снимков или сканов в Фотошопе не получить, никто не отменял.

Итак, вернёмся к KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207, которая «попала» к нам сложными санкционными, то есть окольными путями из заграницы. Заграница теперь по известным санкционным причинам закрывается всё больше и больше, что также не может не влиять на цены в худшую для всех нас сторону.

Чем хороша именно эта плёнка, кроме того, что она свежая, то есть производства 2022 года и кроме того, что у неё самое универсальное ИСО — 200 и даже 250 единиц? Фотолюбители её ценят за исключительную цветопередачу, после проявки и оцифровки её не надо дополнительно пост-обрабатывать в графических редакторах, не надо делать неизбежный для многих сканов цветокор! Её сравнивают с Кодак Голд или даже с Портрой. На самом деле, это скорее они — брэнды любительских фотоплёнок «Gold» и «Portra» с нумерацией на отрезке в 36 кадров, чтобы фотолюбители и обслуживающие их минилабы не запутались какой кадр печатать — копии эмульсии знаменитой многокилометровой «Eastman 5207», созданной для профессионалов большого кино, вряд ли фирма заморачивалась после нахождения оптимальной формулы для широких экранов не только для дневного света, но и для теней «на экстремальных экспозициях«, как указано в проспекте этой удивительной плёнки! Если ещё не пробовали, проверьте сами или посмотрите, что получилось у нас и обратите внимание, как эта плёнка ловит любой свет даже в тенях…

Как и на других киноплёнках Кодак, после проявки вы увидите (если хорошее зрение или через лупу!) маркировку — идентификатор вдоль перфорации: «Eastman 5207», далее — номер бобины (наша — 365) и прочие номера, завершающиеся годом выпуска — 2022!

Ну вот и все премудрости. Смело покупайте нашу плёнку, снимайте в своё удовольствие хоть днём на улице, хоть при ламповом освещении (желательно, чтобы свет был «тёплым») дома и не ведитесь на умничания «экспертов» — литера D в наименовании этой киноплёнки (250D — «Day» в отличие от «Т» — Tungsten — в плёнке 500T, например) имеет значение лишь для киноделов и для павильонов кинокомпаний. Это не для фотографов, не устану повторять. Поэтому фотографируйте на эту плёнку хоть днём на солнце, хоть на «лампе» в студии, будет всегда отлично, если правильно построили кадр и попали в экспозицию, а с ИСО-200/250 сложно не попасть.

Единственное, что может иметь значение в наименовании всех этих киноплёнок для фотографов — это первые слова: KODAK VISION3 — и то весьма относительно, так как размер кадра в кино и размер пусть даже самой большой фотографии — мягко скажем, не одно и тоже! Задумайтесь, почему Кристофер Нолан, Квентин Тарантино или Мартин Скорсезе снимали свои киношедевры на «сток», состоящий, как минимум, из обеих плёнок — VISION3 500Т и VISION3 250D — и ответ будет не всегда очевиден. Производитель создал разные эмульсии этих двух плёнок для того, чтобы они дополняли друг друга в разных условиях освещения и в разных «эмоционально окрашенных» сценах…

Ощутите тёплую «ламповость» и даже «запах винила» от родительских пластинок. Успехов в освоении плёнки, друзья!

Марат Байгереев, Иркутск 2022

KODAK VISION3 250D для дневного света?! Посмотрите видео от профессионалов и перестаньте быть дилетантами и профанами в плёночном цвете!
Демо-ролик про KODAK VISION3 250D Color Negative Film 5207/7207