Почём ныне проявочные бачки? (Особенности национальной проявки-2)

Тема этой публикации: проявочные бачки советские и импортные, особенность заправки плёнки и эмоции…

Поговорим о бачках для проявления фотоплёнок. Самый простейший и самый распространённый бачок производства СССР, который был в арсенале миллионов фотолюбителей на постсоветском пространстве — односпиральный карболитовый, он же — бакелитовый, непременно чёрного цвета, легко узнаваемый, старый добрый, любимый и нелюбимый всеми нехитрый продукт, на дне которого найдёте цену в советский рублях — 1 р. 50 коп.

Любимый всеми, потому, что единственный, альтернативой ему был тогда, в те времена двуспиральный бачок за 1 рубль, который в отличие от своего собрата, не всегда был в продаже, но тоже был у многих и многих. Вот, пожалуй, и всё, чем мы располагали в детстве и юности, если не считать экзотических и более дорогих и сложных, потому гораздо менее распространённых бачков для проявки сразу двух плёнок. Те более похожи на импортные, но о них — чуть позже.

Нелюбимый и ненавидимый — за «капризность», простота конструкции односпирального бачка не прощает промахи и неаккуратность при заправке плёнки: малейшая оплошность в темноте — и вся плёнка сбивалась в один большой рулон, делая последующую проявку бессмысленной (не дай Бог, если вы это вовремя не заметили!) — всё приходилось начинать сначала, но уже в кромешной тьме… Если при этом, после неоднократных неудачных попыток у вас запотели руки (то, что отекли — точно, если заправка производится не в тёмной комнате, т.е. в комфорте относительно свободы движений, а в специальном рукаве или ещё хуже — а так бывало и бывает чаще всего — в намотанной на руки одежде или под одеялами), то дело было совсем безнадёжным — липкая от любой влаги эмульсия плёнки останавливает весь процесс до полного высушивания!

Повторим фрагмент предыдущей статьи об особенностях национальной проявки: «Нет большего разочарования, чем видеть неудавшуюся проявку ваших фотографических стараний! Даже случайно засвеченная плёнка не вызывает столько эмоций и не выглядит так печально! Там хоть ничего не видно, а здесь вы видите свои кадры и страдаете от безнадёги и бесперспективности их дальнейшего использования! Видите и понимаете, что их не возьмёт ни один фотоувеличитель, и далеко не каждый сканер «пробьет» такую плёнку…»

Нет большего разочарования, чем видеть неудавшуюся проявку ваших фотографических стараний! Даже случайно засвеченная плёнка не вызывает столько эмоций и не выглядит так печально…

На самом деле не всё так сложно и страшно: заправка любых ваших 35-мм плёнок начинается при свете, вставляете засвеченный заправочный кончик (предварительно обрезанный и подрезанный для удобства заправки, если надо) в бачок, дальше — наматываете вашу плёнку на спираль бачка в полной темноте. Но, если что-то пошло не так, то… вот почему — тренировка и практика!

Двуспиральные бачки чуть надёжнее, но заправка в них хитрее, чем простая намотка под наклоном на единственную спираль-улитку, там надо поработать кистями рук и чувствовать движение плёнки в спиралях бачка: она должна двигаться пусть и со скрипом, но свободно. А перед этим надо ещё в эти спирали попасть, если не сделали это на свету или с первой попытки что-то пошло не так и приходится начинать всё сначала в полной тьме :((

Для обращения с советскими бачками нужна сноровка и тренировка: хорошая, уверенная ориентация ваших рук и пальцев в полной темноте достигается со временем, засвеченная или отработанная, не имеющая архивной ценности плёнка вам в помощь. Главное — аккуратность и не торопиться, плёнка не любит суеты и не прощает небрежность в работе с ней, перфорация и целлюлозная основа, не говоря уже об эмульсии, достаточно нежные вещи, грубая физическая сила здесь недопустима, если что-то пошло не так, лучше взять тайм-аут, отдохнуть и собраться с мыслями.

Но даже, если вы всё же заправили бачок, нет гарантии, что она там не собьётся от неосторожного встряхивания, например, поэтому будьте аккуратны в ваших движениях, обращайтесь с бачком нежно и он отблагодарит вас долгими годами безупречной службы, несмотря на свой почтенный возраст: эти бачки если не ровесники, то старше многих из вас и повидали много проявок!)). Если же у вас руки выросли не из того места, не стоит обвинять в этом бачок.

Заправив плёнку в односпиральный бачок, не расслабляйтесь и будьте бдительны: заливая любую жидкость, следите за крышкой, чтобы она не приподнялась от перелива и, вообще, будьте внимательны: крышка односпирального бачка не завинчивается и никак не крепится, жесть, правда? Двуспиральные в этом плане понадёжней, у них крышка фиксируется специальным выступом, но у них одна беда, при заправке нельзя быть на 100% уверенным, что плёнка уложена точно в спирали, а не намоталась в один рулон, что изредка бывает… :((

В односпиральном бачке проверить правильность зарядки можно осторожно (!!) на ощупь, сверху сквозь прорези катушки понятно как уложена ваша плёнка, в двухспиральном же щупать нечего, кроме внешней стороны рулона, т.е. по косвенным признакам более-менее ясно, но это приходит с опытом неоднократных тренировок…

…а что вы хотите за полтора советских рубля?! Это сейчас барыги их за 500 российских (!) пытаются впарить. Советские бачки, как и вся советская фототехника — простота конструкции обеспечивала массовое производство за ничтожно малые деньги: на карманные «рубль с полтиной», а то и вовсе за рубль (не поленитесь, переверните бачок и посмотрите цену!) любой школьник мог обеспечить своё фотолюбительство и радовать себя и друзей, свою семью, и семьи друзей фотографическими артефактами («артефакт», кто не в курсе — это то, что когда-то было сделано «живыми» руками, а отнюдь не «царапины и пыль на плёнке», как многие считают по неграмотности!). Загляните ещё раз в отцовский или дедушкин фотоархив и задумайтесь над процессом получения этих исторических архивных артефактов. Следует воздать должное промышленности СССР, занятие любимым делом не наносило ущерб семейному бюджету и было доступно не только в столичных городах, но и в глухих таёжных или степных или горных, да и просто забытых Богом уголках страны! Фотография при Советской власти не была исключительным уделом обеспеченных, сытых городских буржуа как на Западе, советская фотография была массовой, народной. Помните это!

Теперь перейдём к заморским продуктам. Если готовы выложить сумму, эквивалентную 30-40 долларам, то лучше конечно не испытывать нехитрые советские изделия, а заказать английский (made in England) или европейский (made in EU) брэндовый продукт.

Paterson или AP несравнимо удобнее «наших» (наших-то нет, СССР — в далёком прошлом и давно не «наш») советских бачков, хотя и не на порядок, если сравнивать цены (особенно у спекулянтов-старьёвщиков, паразитирующих на советском прошлом). Тут всё доведено до технического совершенства и удобства пользования: и беленькие гламурные спиральки (у AP они гораздо удобнее, чем у Paterson и не скрипят, метки входа плёнки в пазы спиралей крупнее и ход намного мягче!) и сами ёмкости заслуживают восхищения: необыкновенная широкая горловина, надёжное крепление крышки и её герметичность и т.п. «мелочи» из которых складывается удобство пользования продуктом и необычайная, не передаваемая словами, радость процесса в ожидании появления на свет ваших фото-шедевров!

И, главное, шариковые фиксаторы захвата плёнки надёжно держат её в пазах спиралей, исключая обратный ход. Надо сильно постараться, чтобы не попасть или загнать плёнку не туда, в общем, браво, европейцы, работать с плёнкой одно удовольствие!

Фотографируйте на плёнку, друзья, а если не знаете как, приходите к нам, научим, покажем-расскажем, тренажёрный класс для работы с плёнкой всегда к вашим услугам, до встречи!

продолжение следует…

PS. Бачки, включая импортные, можно взять на прокат, а для наших студентов (тех, кто заплатил за обучение) — бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.