Мифы о советской и зарубежной фототехнике

В советские времена ходили всевозможные мифы о безупречности и безотказности отечественной техники, отмеченной советским знаком качества, особенно той, что шла на экспорт не с гравировкой «Сделано в СССР», а с надписью «Made in USSR», и фотоаппараты не были исключением. Тем более, что оптико-механические заводы их выпускавшие, до сих пор в составе нашей оборонки, а оборона — «это наше всё!», как говорят в народе.

Сегодня интернет наводнили другие мифы: о крайней, якобы, «ненадёжности и примитивности» советских фотоаппаратов, о том, что, дескать, не надо эти «дешёвки» покупать, они обязательно сломаются, зажуют, порвут перфорацию или, ещё хуже, засветят вашу драгоценную плёнку и тому подобная чушь. Эти же сказочники, как правило, тут же предлагают раскошелиться на их западные сэконд-хэнд «чудо-раритеты».

Давайте разберёмся где истина, наверняка, где-то посередине, как говорили древние…

Бесполезно сравнивать советскую и японскую технику, обратите внимание хотя бы на шкалу выдержек и отсутствие рычага взвода затвора, хотя модели этих аппаратов выпускались примерно в одни и те же (1980-е) годы, но какова разница!

Если сравнить произведения советского фотопрома с немецкими или японскими аналогами, то даже визуально разница в чисто техническом исполнении будет очевидной: обратите внимание хотя бы на шкалу выдержек, отсутсвие рычага взвода затвора на моделях 80-х гг. , кнопочки и мигающие индикаторы прочей автоматики зарубежных «одноклассников» и т.д. Вопрос дизайна — дело вкуса, тем более, что советские аналоги не сильно отличались внешностью от западных образцов, так как во многом были их копиями. Но были ли они хуже? Конечно же нет!

Это правда, что наши первые довоенные фотоаппараты были копиями немецкой Лейки, а послевоенные Зоркие и ФЭДы, как и объективы к ним выпускались на заводах, оборудованных немецкой техникой и даже из немецких комплектующих, вывезенных по репарации из побеждённой Германии. Как правда и то, что многие японские разработки 60-70х гг. стали образцами для наших зеркалок. Технический прогресс и промышленный дизайн не сильно влияли на советские фотоаппараты: если сравнить ФЭДы 60-70х гг. с последними моделями, выпускавшихся аш до самых 90-х, то существенных конструктивных отличий не найдёте.

Техническое совершенство, инновации и автоматика никогда не были сильными сторонами советской индустрии товаров широкого потребления и, соответсвенно, массового спроса. Но что было не отнять от экономики СССР, то это как раз та самая массовость изделий, потребительские товары всегда были разумными по соотношению цена/качество и выпускались миллионными тиражами, что обеспечивало их доступность для народа или, как тогда говорили, широких слоёв населения: любая среднестатистическая семья могла себе позволить приобрести всю необходимую технику для увлечённого фотоделом члена семьи. Цены зависели от технических характеристик и сложности изделий, но эти изделия всегда были на полках магазинов всех городов и самых отдалённых райцентров нашей некогда необъятной страны и ассортимент был на любой кошелёк.

Помню как ходили слухи, что выезжающие в загранкомандировки в капстраны советские граждане, стремились вывезти именно часы и фотоаппараты, чтобы обменять или продать их за местную валюту, которую можно было там же и отоварить на дефицитные в СССР модные западные шмотки или сувениры: сложная механика — она и в «Африке» механика, всегда в цене, хоть и далёкая от технического, точнее — технологического совершенства! Советская фототехника действительно была весьма конкурентоспособна на Западе и всегда была выгодным для страны экспортным товаром, так как механика её была простой и надёжной при ценах в разы ниже немецких и японских конкурентов.

Простая и надёжная механика, отработанная и доведённая до своего технического совершенства настолько, насколько позволяло массовое, серийное, конвейерное производство оптико-механических объединений СССР — вот главная характеристика и неоспоримо сильная сторона советских фотоаппаратов, которые сквозь десятилетия исправно работают и сегодня, не позволяя барыгам и спекулянтам хайпануть на резко выросшем спросе и интересе к плёночной фотографии. Конечно же они будут ненавидеть всё отечественное и противопоставлять дешевой советской технике японские и немецкие аппараты, на которых всегда можно наварить.

Чуть ли не в каждой семье на пространстве бывшего Советского Союза найдётся в шкафах, гаражах или дачных чердаках старая фото-техника отца или деда, именно этот неиссякаемый арсенал сбивает цены вторичного рынка, делая дураками жадных торгашей товарами в стиле «ретро» и «винтаж». Жаль только, что научить молодёжь, как с этой техникой правильно обращаться осталось немного. Приходите к нам, научим!

В годы СССР не было проблем с материальным обеспечением массового, всенародного увлечения фотографией: фототехника и сопутствующие аксессуары выпускались в громадном количестве и на любой кошелёк…

PostScriptum. Западная техника надёжнее? Посмотрите, сколько объявлений о продаже старых японских фотоаппаратов на запчасти или с пометкой «маленький дефект». Много! Ресурс любого механизма не бесконечен и вечный двигатель ещё не изобрели. Если камера проработала безупречно десятки лет, это не значит, что у неё что-нибудь не вылетит при очередном щелчке затвора, а иногда даже и щелчок не услышите: просто встала и всё. Любые механизмы изнашиваются, автоматика не вечна да и усталость метала никто не отменял. Ремонтировать? Найдите мастера и сколько это будет стоить, в этом плане, кстати, советские камеры ценились на Западе ещё и за ремонтопригодность в силу простоты и примитивности несложных схем и механизмов.

Ломается любая техника и наша и западная. Гарантии изготовителей давно просрочены и риск поломки всегда велик, независимо от страны происхождения, но если, вдруг, сломался недорогой Зенит или ФЭД, то на вторичке всегда можно подобрать такой же, но рабочий за ту же цену. И даже если вышедший из строя фотоаппарат — семейная реликвия и дорог как память, то починить его не станет большой проблемой ибо найти донора на запчасти к нему можно даром или за символичную цену, если речь, конечно же, не идёт о настоящих раритетах, имеющих коллекционную, музейную ценность.

Фотоаппараты СССР: фрагмент видео с канала «Плохой сигнал» https://youtu.be/0AVzQBc5ltA

Продолжение темы о советской и зарубежной фототехнике (как выбрать и фотографировать)

Мифы о советской и зарубежной фототехнике: 5 комментариев

  1. Есть нюансы. Скажем фэды-1 в 99% случаев с сухими шторами. Фэд-3 чаще всего полностью пригодны к съёмке, а фэд-5 уже с завода не пойми чего… Безотказность советской техники надумана. Есть неплохие камеры, есть ужасные. Зато зарубежные камеры есть безупречные в плане работоспособности. Хассельблад 500см 1976 года без профилактики работает (со штатным объективом), лейка м2 60х годов прошла профилактику лет 15 назад, работает как часы, кэнон 7 не видел рук мастера никогда, на корпусе ржавчина, на нижней крышке вмятины от ударов по гвоздю, титановые шторки до сих пор отрабатывают 1/1000 без проблем. Минолта срт вообще работает без смазки, на слезах умиления фотографа.
    Я собираю советскую фототехнику (около 100 коробочных комплектов), но снимать предпочитаю на немцев и японцев. Увы, но сейчас цена фотопленки не позволяет рисковать на советской технике, увы…

    1. Относительно ФЭД-3 согласен, снимаю до сих пор (правда на недорогой плёнке — не дороже 100-150 р.))), ФЭД-5 видимо действительно лотерея, без тех или иных дефектов не встречал ещё ни одного экземпляра, а ведь они более чем на 20 лет моложе ФЭД-3! У меня Никон Ф-301, истории его не знаю, но ко мне попал хорошо и весьма плотно поюзанный, видно, что за свои 35 лет не валялся на полке, снимает и отрабатывает всю автоматику пока добросовестно, работяга… Посыл этой статьи не в том, чтобы рассказать, кто лучше или хуже, а в том, что нельзя обеспечить высокое технологическое качество, штампуя нечто миллионами, но вот обеспечить всех желающих вполне себе средним, приемлемым для непривередливого фотографа-любителя качеством вполне возможно, и с этим советский фотопром справился на отлично, именно штампуя миллионами для всех желающих и на любой кошелёк! Надо предкам спасибо сказать за это…

    2. Профилактика Лейки — 600 уе, просто к слову.
      Хассель, сравнивая с ФЭДом, наверное, Хас таки чуток получше будет… )))
      100 коробочных комплектов в коллекции это круто)…
      «фэд-5 уже с завода не пойми чего» — это сейчас или в 1985-м?)
      С уважением, вьюрок.

  2. у меня лежит отцовский фотоаппарат Киев 2…и отдельно фотоэкспонометр Ленинград 2 не знаю какого они года выпуска..50х или 60х годов но они работают безупречно и сейчас..

    1. Да, отлично делали в СССР, и главное это было доступно, то есть не стоило безумных денег в те времена!

Добавить комментарий для Женька Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.